- 402 двигатель, «Газель»: система охлаждения, схема
- Описание
- Технические характеристики
- Карбюратор на «Газели» с 402 двигателем
- Клапана
- Система охлаждения
- Термостат
- Помпа
- Вентилятор и радиатор
- Элементы отопления
- Водяная рубашка и патрубки
- Генератор «Газели» (402 двигатель)
- Ресурс
- В заключение
- 402 двигатель, Газель: система охлаждения, схема
- Схема системы охлаждения
- Детали и запчасти: описание
- Термостат
- Водяной насос
- Радиатор и вентилятор
- Патрубки и водяная рубашка
- Редукционный клапан в малом круге системы охлаждения ЗМЗ 402
- Блог про Уаз
- Особенности устройства СО
- Наворачиваем круги
- Печка
- Насос
- Термостат
- Радиатор
- Расширительный бачок
- Russia Cars
402 двигатель, «Газель»: система охлаждения, схема
«Газель» — пожалуй, самый массовый в России грузовик малого класса. Эти машины встречаются на улицах каждый день. Мало кто помнит, но первые «Газели» шли с моторами и КПП от обычной «Волги». В таком виде «Газель» производилась в период с 1995 по 2002 гг. включительно. Это был двигатель Заволжского моторного завода, получивший маркировку ЗМЗ-402. Какие он имеет характеристики и особенности? Узнаем в нашей сегодняшней статье.
Описание
Двигатель ЗМЗ-402 – один из самых массовых, которые когда-либо выпускались в Заволжье. Этот мотор имеет алюминиевый блок с «мокрыми» чугунными гильзами. Распределительный вал находится внизу. Данный агрегат выпускался серийно с 1981 по 2006 гг. Изначально 402 двигатель для «Газели» не предусматривался. Это был модернизированный мотор 24Д, который ставится на советскую «Волгу». Среди существенных отличий 402-го мотора стоит отметить измененный выпускной коллектор, иной подъем распредвала (он стал выше на 0,5 миллиметра) и масляный насос. В остальном ЗМЗ-402 был копией мотора 24Д – двигателя из 50-х. О проблемах ДВС мы расскажем позже. Кстати, схема двигателя «Газели» (402 ЗМЗ) есть на фото в нашей статье.
Технические характеристики
Итак, ЗМЗ-402 – это бензиновый рядный четырехцилиндровый мотор с рабочим объемом в 2440 кубических сантиметров. Агрегат имеет простейшую карбюраторную систему питания с механическим бензонасосом.
Карбюратор на «Газели» с 402 двигателем
Что касается системы питания, здесь использовался отечественный карбюратор «Пекар» модели К151. Это штатный элемент, коим укомплектовывались все 402-е двигатели. «Газель» не стала тому исключением.
- Расход топлива. С карбюратором К151 «Газель» тратила порядка 25 литров бензина, причем 92-го. Установка «Солекса» позволяет снизить данный параметр примерно на четверть.
- Работа двигателя. Как не пытались настраивать «Пекар» автомобилисты, мотор все равно работал неустойчиво. На холостых плавали обороты, при разгоне ощущались провалы. На «Солексе» таких проблем нет.
- Ресурс. К151 обладает малым ресурсом. Через 50 тысяч километров он приходил в негодность. Причем К151 не подлежал ремонту – попытки установить ремкомплект были тщетными. Мотор работал еще хуже. Кстати, К151 мог выйти из строя и раньше. Известная болезнь – заклинивание заслонки вторичной камеры. «Солекс» имеет вдвое больший ресурс и легко поддается ремонту.
Клапана
Как мы уже отметили ранее, ЗМЗ-402 – это восьмиклапанный мотор, поэтому в системе ГРМ только один распределительный вал. Среди частых проблем – необходимость в регулировке клапанов. На «Газели» с 402 двигателем она должна производиться каждые 30 тысяч километров. Причем зазоры подстраиваются строго под каждый тип топлива. Производитель заявляет, что тепловой зазор на обеих клапанах (впускном и выпускном) должны быть 0,4 миллиметра.
Система охлаждения
Любой двигатель внутреннего сгорания нуждается в охлаждении. Не стал исключением и двигатель 402 «Газели». Система охлаждения двигателя данной модели – жидкостного типа, с принудительной циркуляцией от помпы. Схема СОД представлена в нашей статье.
- Термостат.
- Расширительный бачок.
- Радиатор.
- Вентилятор, приводящийся в действие от коленчатого вала.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости.
- Ремень (для привода вентилятора).
- Салонный радиатор.
- Водяной насос.
- Байпасный клапан.
- Электронасос системы отопления.
В качестве охлаждающей жидкости производитель рекомендует использовать Тосол А-40. Также мотор работает и на чистой дистиллированной воде. Однако ее нельзя использовать в зимний период времени.
Ниже мы рассмотрим наиболее важные элементы системы охлаждения 402 двигателя «Газели».
Термостат
СОД состоит из двух кругов – малого и большого. По первому жидкость циркулирует до того момента, как мотор прогреется. Как только температура достигнет заданной отметки (обычно 70-80 градусов), тосол движется по большому кругу. Для чего нужен термостат? Именно он управляет регулировкой и подает жидкость по определенному контуру в зависимости от ее температуры. Что касается неисправностей термостата на 402-м моторе, зачастую случается клин элемента в закрытом виде. Ввиду этого мотор начинает перегреваться, поскольку жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя основной радиатор.
Помпа
Иное ее название – водяной насос. Данный механизм обеспечивает циркуляцию тосола в системе охлаждения. Работает деталь от коленчатого вала. Чем выше его обороты, тем сильнее раскручивается крыльчатка насоса.
Вентилятор и радиатор
С завода на «Газель» с 402-м мотором ставится трехрядный медный радиатор. Он достаточно выносливый и служит очень долго. Но со временем (особенно при использовании некачественной охлаждающей жидкости) начинается внутренняя коррозия металла. Из-за этого ухудшается теплоотвод и сильно греется двигатель. Также коррозия приводит к течи тосола. Что касается вентилятора, он шестилопастной и установлен на шкиву коленчатого вала. Вращается элемент с такой же частотой, что и сам вал. Работает вентилятор постоянно, из-за чего 402-й мотор не может нормально нагреться зимой.
Элементы отопления
- Салонный радиатор.
- Вентилятор отопителя с электрическим моторчиком.
- Соединительные патрубки.
- Элементы управления печкой с тросовым приводом.
Часто обрывается трос, что перекрывает клапан на печку. Из-за этого она греет как летом, так и зимой. Сам радиатор и вентилятор служат относительно долго.
Водяная рубашка и патрубки
Первая находится в самом блоке цилиндров, а также в ГБЦ. Принцип работы водяной рубашки простой. Холодный тосол, что идет от радиатора, попадает в каналы блока и забирает часть тепла. Далее жидкость снова попадает на радиатор и охлаждается. Среди неисправностей рубашки стоит отметить засор каналов и внутреннюю коррозию. Опять же, виновником сей проблемы является некачественная охлаждающая жидкость.
Генератор «Газели» (402 двигатель)
Немного расскажем о навесном оборудовании. Двигатель ЗМЗ-402 комплектуется 65-амперным генератором модели 1631.3701. Это трехфазный синхронный генератор со встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Приводится в действие он посредством ремня от шкива коленвала. Ротор вращается на шариковых подшипниках, что находятся в крышках. Стоит отметить, что смазка на вал ротора заложена на весь его срок службы. Внутри задней крышки имеется выпрямительный блок, что регулирует напряжение. Выпрямитель состоит из шести диодов, что установлены в подковообразные пластины. Данный генератор может выдавать ток от 12 до 14 Вольт. В статоре – две трехфазные обмотки, подключенные друг другу параллельно. Охлаждение – воздушного типа, через окна в крышке.
Ресурс
Ремонт двигателю 402 «Газели» понадобится не раньше, чем через 200 тысяч километров. Для коммерческого автомобиля это не большой срок. Мотор может «капиталиться» до четырех раз. А чтобы ремонт двигателю «Газели» не понадобился долгое время, нужно вовремя менять в нем масло и не перегревать мотор.
В заключение
Итак, мы выяснили, что собой представляет двигатель ЗМЗ-402. Конструкция данного мотора весьма устарела, ввиду чего возникают частые поломки с ним. Поэтому владельцы старых «Газелей» устанавливают вместо него более современные, 405 и 406 моторы. При таком же расходе они выдают намного больше мощности и крутящего момента. А поломки с ними случаются гораздо реже.
Источник статьи: http://fb.ru/article/370238/dvigatel-gazel-sistema-ohlajdeniya-shema
402 двигатель, Газель: система охлаждения, схема
Схема системы охлаждения
Прежде, чем приступить непосредственно к рассмотрению деталей и улов, которые входят в систему охлаждения мотора стоит рассмотреть, схему устройства узла.
Схема устройства системы охлаждения автомобиля ЗМЗ 406 1 — сливной кран блока цилиндров двигателя; 2 — радиатор отопителя; 3 — кран отопителя; 4 — двигатель; 5 — дроссельный узел; 6 — термостат; 7 — датчик указателя температуры; 8 — датчик контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости; 9 — электровентилятор; 10 — датчик включения электровентилятора; 11 — радиатор двигателя; 12 — пробка расширительного бачка; 13 — расширительный бачок; 14 — пробка сливного отверстия радиатора; 15 — насос охлаждающей жидкости; 16 — основной клапан термостата; 17 — байпасный клапан термостата; А — термостат закрыт; В — термостат открыт
Система охлаждения двигателя (рис. 24) — жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости. Поддержание правильного температурного режима работы двигателя оказывает решающее значение на износ деталей двигателя и экономичность его работы. Наиболее выгодный режим лежит в пределах 85-90° С. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически, и жалюзи, которые открывает и закрывает водитель.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в головку цилиндров. Кроме того, на щитке приборов имеется сигнальная лампа, загорающаяся красным светом при повышении температуры жидкости до 104- 109° С. Датчик лампы ввернут в верхний бачок радиатора. При загорании лампы следует немедленно установить и устранить причину перегрева.
Термостат (рис. 25) помещается в выпускном патрубке. Клапан термостата начинает открываться при повышении температуры воды до 76-82° С, а при температуре 88-94° С он полностью открыт. При закрытом клапане жидкость в блоке цилиндров циркулирует через отверстие диаметром 30 мм между полостью выпускного патрубка и приемной камерой насоса.
Рис. 24. Система охлаждения двигателя: 1-сливной краник двигателя; 2 — кран отопителя; 3 — радиатор отопителя- 4 — пробка радиатора; ,5 — пробка расширительного бачка; 6- метка минимального уровня жидкости в расширительном бачке; 7 — расширительный бачок; 8-сливной краник радиатора
Рис. 25. Клапан термостата: а -в открытом; б -в закрытом положении
Для удаления воздуха из рубашки охлаждения двигателя при заполнении системы жидкостью и предупреждения образования воздушных пробок на клапане термостата имеется небольшая канавка. Отопитель кузова присоединен параллельно радиатору, и термостат не отключает его от двигателя. Поэтому не следует во время прогрева двигателя открывать крышку люка воздухопритока и включать электродвигатель вентилятора.
Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру жидкости в двигателе, отключая и включая радиатор. В холодную погоду, в зимнее время, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло отводится за счет обдува двигателя холодным воздухом, и жидкость через радиатор не циркулирует. Чтобы не заморозить жидкость в радиаторе, необходимо зимой держать всегда жалюзи закрытыми и только при повышении температуры до 90° С слегка их открывать.
Ни в коем случае нельзя в зимнее время снимать термостат. Двигатель без термостата прогревается очень долго и работает при низкой температуре охлаждающей жидкости, в результате ускоряется износ его деталей, увеличивается расход топлива и происходит обильное
отложение смолистых веществ в двигателе.
Водяной насос (рис. 26) — центробежного типа. Подшипники насоса отделены от водяной полости сальником и водосбросной канавкой. Жидкость, просочившаяся через сальник, не попадает в подшипники, а стекает по водосбросу вниз.
Вентилятор — шестилопастный, пластмассовый, крепится посредством переходной пластины к ступице, надетой на валик водяного насоса, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями от шкива на коленчатом валу двигателя. Вентилятор окружен кожухом, прикрепленным к радиатору.
Радиатор (рис. 27) — трубчато-ленточный, крепится к боковым щиткам в передней части кузова.
Рис. 26. Водяной насос: 1 — контрольное отверстие для выхода смазки: 2 сливное отверстие для воды; 3 — уплотнительная шайба; 4 — манжета;
Рис. 27. Радиатор и жалюзи: 1- трос; 2 -тяга; 3- боковая стойка: 4 — жалюзи; 5 — трубка к расширительному бачку; пробка радиатора; 7 -датчик контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости; впускной шланг; 9 — радиатор; 10 — шарик фиксатора; 11 — рукоятка жалюзи; 12 — выпускной шланг; 13 — сливной краник
Рис. 28. Пробка радиатора: а- паровой клапан открыт; б — воздушный клапан открыт; 1 — стойка; 2 — крышка: 3 — запорная пружина; 4 — пружина парового клапана; 5 — паровой клапан; 6 — прокладка парового клапана; 7 -горловина радиатора; 8-прокладка воздушного клапана; 9 — пружина «душного клапана; 10 — седло воздушного клапана; 11 — трубка .сообщения с расширительным бачком
Пробка радиатора (рис. 28), герметически закрывающая всю систему охлаждения, имеет два клапана: паровой, открывающийся при избыточном давлении 0,45-0,50 кгс/см2, и воздушный, открывающийся при разрежении 0,01-0,10 кгс/см2. Благодаря такому высокому давлению жидкость в системе начинает закипать только при температуре 109-112° С.
Расширительный бачок — пластмассовый, соединен трубкой с наливной горловиной радиатора. На бачке имеется метка , означающая низший допускаемый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Пробка расширительного бачка снабжена резиновым клапаном, через прорезь которого расширительный бачок сообщается с атмосферой при повышении давления в системе и при разрежении. Поскольку в системе возможно повышенное давление, то во избежание ожогов паром, пробку на горячем двигателе следует открывать рукой, завернутой в плотную салфетку.
Слив воды производится одновременно через два краника, один из которых находится на нижнем бачке радиатора, другой — с правой стороны блока цилиндров, в задней его части. При сливе необходимо снимать пробку радиатора, а краник отопителя должен быть открыт.
Жалюзи (см. рис. 27) состоят из стальных, оцинкованных пластин-створок, расположенных горизонтально, открывают и закрывают их при помощи гибкой тяги. При вдвигании рукоятки жалюзи открываются, а при выдвигании на себя — закрываются.
Читать про устройство и конструкцию автомобиля ГАЗ 24 Волга…
Детали и запчасти: описание
Многие автолюбители знакомы с элементами охлаждающей системы моторов. Но, автомобилисты-новички не знают — из чего состоит этот узел и какое предназначение элементов, за что часто бывают, наказаны судьбой. Итак, разберём предназначение отдельных элементов системы охлаждения мотора ЗМЗ 406.
Термостат
Термостат — элемент системы охлаждения автомобиля, который отыгрывает роль клапана, который перенаправляет поток ОЖ, с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата ЗМЗ 406 — 87 — 103 градуса Цельсия.
При прогреве автомобиля термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет более быстро и эффективнее провести нагрев движка. После достижения температуры жидкости в 60-70 градусов, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.
Термостат, по праву может считаться наиболее ломающейся частью системы охлаждения автомобиля. Зачастую это связано с тем, что узел заклинивает, и мотор или перегревается, или не греется. Наиболее простое решение проблемы — заменить испорченную деталь.
А — термостат закрыт; В — термостат открыт
Водяной насос
Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Располагается деталь в блоке цилиндров и приводится в движение при помощи приводного ремня от коленчатого вала. Деталь имеет ресурс в 100 000 км пробега, но в связи с некачественными запасными частями может выходить со строя значительно раньше.
Радиатор и вентилятор
Радиатор и вентилятор системы ОЖ предназначены для обеспечения оптимального охлаждения двигателя. Сам по себе радиатор охлаждается при помощи встречного потока воздуха, но в летний период — этого не хватает, и в работу включается вентилятор.
Радиатор системы охлаждения на ЗМЗ 406 установленный алюминиевый с 3-х рядной системой для обеспечения максимального охлаждения жидкости. Вентилятор приводится в действие при помощи автоматического замыкания цепи с датчиком температуры расположенного на блоке цилиндров.
Если двигатель имеет инжектор, то в цепь работы датчик-вентилятор ещё включается и электронный блок управления двигателем. Датчик температуры охлаждающей жидкости становится причиной многих проблем связанным с работоспособностью мотора.
Патрубки и водяная рубашка
Патрубки отыгрывают роль проводящего и соединяющего звена между разными элементами системы ОЖ. Из-за их неисправности может возникнуть утечка охлаждающей жидкости, и мотор попросту начнёт перегреваться.
Редукционный клапан в малом круге системы охлаждения ЗМЗ 402
На рисунке приведена схема циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе ЗМЗ 402.
Помпа нагнетает ОЖ в блок цилиндров, оттуда ОЖ поступает в ГБЦ. Далее, если открыт кран печки, то через отопитель салона жидкость возвращается в помпу. С другой стороны ГБЦ на холодном двигателе термостат закрыт и ОЖ циркулирует по малому кругу и через тройник возвращается в помпу. При прогреве двигателя термостат открывается и горячая ОЖ с ГБЦ поступает в основной радиатор, где охлаждается и через тройник возвращается в помпу. Проблема состоит в том, что сечения малого круга и выхода гбц на печку (танчика) различаются на порядок:
Это приводит к уменьшению циркуляции ОЖ через радиатор отпителя салона, и печка дует холоднее, чем могла бы. Одним из решений данной проблемы является установка электрической помпы, которая ставится в разрыв шланга печки, улучшая циркуляцию ОЖ в ней. Недостатоки электрической помпы — лишнее энергопотребление, риск протечки, да и помпа не копеечная вещь. Другой способ улучшения циркуляции ОЖ в отопителе салона — замена выхода с ГБЦ (танчика) на современный со штуцером на 18. Кроме того, целесообразно заменить штатный кран печки на шаровый на 3/4, поскольку у него внутреннее сечение больше, то есть он будет создавать меньшее сопротивление ОЖ. Также нельзя не отметить, что с некоторых пор заводской термостат стал производиться с изначально зауженным отвестием раз в два.
Может возникнуть вопрос, а зачем применили такую «вредную» конструкцию? Дело в том, что летом кран отопителя закрыт и при малом сечении малого круга и при малых оборотах двигателя (и помпы соответственно) циркуляция ОЖ в двигателе будет очень плохой. Особенно плохая циркуляция ОЖ будет в таком случае у 4го цилиндра, отчего есть риск его перегрева, со всем букетом последствий — прогаром прокладки ГБЦ, искривлением плоскости ГБЦ, протечкой масла и ОЖ.
Однако на зиму, при открытом кране печки, есть смысл циркуляцию в малом круге ограничить. Для этого часто применяется запрессовка в патрубок между термостатом и тройником рессорной втулки. Я же решил пойти дальше и установить туда редукционный клапан. Смысл его в том, что на ХХ малый круг практически полностью перекрыт, но при больших оборотах, дабы не создавать повышенного давления в системе, клапан приоткрывается. Ещё важный момент состоит в том, что полность малый круг перекрывать нельзя, так как он омывает термостат. И если его полностью перекрыть, то термостат будет значительно хуже прогреваться и откроется слишком поздно.
Ещё раз повторюсь, что этот клапан безвреден только при открытом кране печки, летом его надо убирать. Кроме того, эффект от такого клапана будет только на ХХ при малых оборотах двигателя, так как на высоких оборотах помпа создаёт достатчное давление для нормальной циркуляции ОЖ в печке, а двигатель вырабатывает достаточно тепла. Должен ускориться прогрев стекла и салона. Для современных двигателей данные технологии не актуальны, так как в них печка является малым кругом и никогда не перекрывается. Летом воздух пускается в обход радиатора отопителя при помощи заслонок.
Блог про Уаз
Система охлаждения на Газель с двигателем ЗМЗ-402, ЗМЗ-405, ЗМЗ-406 и УМЗ-4215 жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Насос обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров. После чего жидкость проходит через термостат и радиатор, отдавая тепло окружающему воздуху.
Система охлаждения на Газель с двигателем ЗМЗ-402, ЗМЗ-405, ЗМЗ-406 и УМЗ-4215, устройство, схема, принцип работы, особенности системы охлаждения двигателя ЗМЗ-405.
Рубашка охлаждения, насос, термостат и радиатор образуют большой круг циркуляции. В систему охлаждения включены радиатор отопителя кабины, радиатор дополнительного отопителя (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов), и электронасос, установленный на отводящем шланге системы отопления. Для автомобилей Газель с двумя рядами сидений и автобусов. Количество жидкости, проходящей через радиатор отопителя не зависит от термостата и регулируется только краном отопителя.
Схема системы охлаждения двигателей ЗМЗ-402 и УМЗ-4215 на автомобилях Газель.
Схема системы охлаждения двигателей ЗМЗ-402 на автомобилях Газель.
Схемка системы охлаждения двигателей ЗМЗ-406 на автомобилях Газель.
Схема системы охлаждения двигателей ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 на автомобилях Газель.
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 на автомобилях Газель в основном аналогична системе охлаждения двигателя ЗМЗ-402. Но имеет отличия заключающиеся в том, что предусмотрен подогрев впускного трубопровода.
Кроме того, на корпусе термостата дополнительно установлены датчик температурного состояния двигателя и датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости. На двигателе ЗМЗ-406 с левой стороны, а на двигателях УМЗ-4215 и ЗМЗ-402 с правой, расположен кран для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров.
Особенности устройства СО
Система охлаждения (СО) имеет достаточно простое устройство, если говорить о ней в общих чертах. По сути, ее задача состоит в том, чтобы охлаждать работающий двигатель с помощью специального радиатора и охлаждающей жидкости. Моторы типа ЗМЗ 402, 406 или дизель ЯМЗ (устанавливают на Газель) обычно охлаждают старым проверенным советским тосолом. В современных автомобилях используют антифриз.
Открою вам тайну, эти жидкости примерно одинаковые, но просто носят разное название. Тосол считается менее качественным, а потому он дешевый. Однако он прекрасно справляется с работой охлаждающей системы на советских автомобилях и отечественных авто типа ВАЗ и Lada. В иномарки предпочитают заливать более дорогой антифриз. Марок и производителей очень много, но лично мой совет — выбирайте максимально качественные жидкости охлаждения.
Как работает на деле система охлаждения автомобиля? Устройство, которое включает в себя ряд агрегатов и формирует охладительную систему, призвано поддерживать работу мотора в определенном диапазоне температур. Обычно он составляет от 85 до 100 градусов Цельсия. Это так называемая рабочая температура силового агрегата. При таких условиях мотор работает максимально эффективно, безопасно, расходует минимум топлива, не «пожирает» масло и вообще все замечательно и круто.
Чтобы понять, как осуществляется работа мотора, для наглядности вам будет представлена схема на фото. Также можете посмотреть полезные видео. Полноценно понять суть системы охлаждения предлагают путем изучения основных узлов и нюансов.
Наворачиваем круги
Система охлаждения силового агрегата имеет два круга, по которым протекает охлаждающая жидкость. И вот что на этот счет вам нужно знать.
- Когда двигатель запускается, он стремится максимально быстро прогреться до оптимальных показателей рабочей температуры;
- Для этого всю систему делят на две части или два круга. Есть малый круг и большой круг циркуляции охлаждающей жидкости;
- Малый круг предусматривает циркуляцию ОЖ максимально близко к цилиндрам двигателя, что способствует ее быстрому нагреву. Когда нагрев достигает нужного температурного показателя, открывается клапан;
- Теперь уже жидкость ходит по большому кругу, не давая силовому агрегату перегреться, то есть выйти за рамки указанной выше рабочей температуры;
- С помощью малого круга сохраняется и поддерживается рабочая температура, а на большом круге отводится лишнее тепло.
Как видите, все достаточно понятно. Потому предлагаю отдельно рассмотреть компоненты, которые в сборе формируют ту самую систему охлаждения.
Печка
На самом деле печка является важным элементом системы охлаждения. Это то самое устройство, за счет которого в салоне тепло и уютно зимой.
- Печка является составляющей частью малого круга. У нее есть вентилятор, который подает в салон подогретый воздух от радиатора. Только не путайте. Есть радиатор печки, а есть основной большой радиатор, обычно устанавливаемый в подкапотном пространстве около номерного знака;
- Шланг и патрубки подают жидкость от СО на печной радиатор, а затем возвращается обратно. Если вы хотите, чтобы в салоне быстрее стало тепло, включайте ее после полноценного прогрева двигателя.
На отечественных авто печка выступает достаточно капризным устройством, не редко выходит из строя. Чаще всего это связано с моторчиком печки, вентилятором и радиатором. Хотя и иномарки порой страдают теми же симптомами.
Насос
Следующим на очереди у нас насос. Он же помпа. С ее помощью и происходит циркуляция, то есть движение жидкости по системе охлаждения.
Этот насос приводится в движение ремнем от двигателя, хотя на некоторых автомобилях устанавливаются помпы с электродвигателем.
Наиболее распространенные неисправности связаны с течью через отверстия дренажа и износом подшипника. Во втором случае поломку проще заметить, поскольку она протекает вместе с характерным писком во время работы.
На некоторых насосах устанавливают пластиковые крыльчатки. Заливая низкосортный антифриз в систему, он может попросту разъедать этот пластик, в итоге возникает поломка.
Термостат
Термостат или клапан служит для открытия и закрытия хода для охлаждающей жидкости. Когда температура достигает нужного предела, клапан открывается, пропуская ОЖ на большой круг.
Устройство состоит из цилиндра, заполненного веществом. Оно нагревается при воздействии высокой температуры. В определенный момент растет давление, вещество выдавливает шток, и клапан открывается. Когда температура падает, то есть ОЖ остывает, шток возвращается в исходное положение и закрывает клапан.
Данное устройство не так часто выходит из строя на хороших автомобилях. Если его работа нарушена, то есть термостат сломался, обязательно нужно заменить средство регуляции ОЖ на новое. С неисправным термостатом эксплуатировать авто запрещено. Или вы хотите потом делать капитальный ремонт или искать новый двигатель?! Это вряд ли.
Радиатор
Он выступает компонентом большого круга. Практически на всех автомобилях этот радиатор стоит впереди машины. Внутри него происходит циркуляция жидкости. Ее, в свою очередь, охлаждает вентилятор и встречный воздух во время движения.
Если машина стоит, но двигатель работает, реагирует специальный температурный датчик и запускает вентилятор. Во время движения, если встречный воздух достаточно эффективно охлаждает радиатор, в работе вентилятора нет необходимости.
Отмечу, что вентиляторы функционируют по принципу всасывания. Это позволяет не мешать воздействию потокам встречного воздуха.
На радиаторе есть крышка, необходимая для поддержания давления внутри системы. Крышка оснащается клапаном, который должен открываться при превышении рабочего давления. Так происходит стравливание лишней жидкости по шлангам в расширительный бачок.
Расширительный бачок
Не поверите, это тоже важный элемент системы охлаждения. Он сохраняет ОЖ, которая используется для охлаждения двигателя. Когда в бачке жидкость остывает, по шлангам она возвращается обратно в радиатор.
Крайне важно, чтобы во время этого процесса в систему не проникал воздух. Завоздушивание или воздушная пробка в СО является неприятным и потенциально опасным явлением. Чтобы предотвратить завоздушивание, применяют плотные соединения, герметик.
Кстати, некоторые расширительные бачки совмещаются с клапанными крышками.
Russia Cars
Причина неисправности / Метод устранения Двигатель не запускается Бедная горючая смесь (хлопки в карбюраторе): – засорен сетчатый фильтр карбюратора, топливного насоса или фильтра тонкой очистки топлива; Промыть фильтр в неэтилированном бензине и продуть сжатым воздухом – порвана диафрагма или нарушилась герметичность клапанов топливного насоса; Заменить диафрагму или клапаны – замерзла вода в отстойнике или топливопроводе; Прогреть отстойник или топливопровод горячей водой – засорился топливопровод; Продуть топливопровод – не закрывается полностью воздушная заслонка карбюратора; Отрегулировать привод воздушной заслонки – засорен жиклер: главный топливный и холостого хода; Промыть в неэтилированном бензине и продуть жиклеры сжатым воздухом – ослабло крепление карбюратора к впускной трубе или впускной трубы к головке блока цилиндров; Подтянуть крепления, при необходимости заменить прокладки – низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора; Отрегулировать уровень топлива – заедает клапан рециркуляции отработавших газов в открытом положении Заменить клапан рециркуляции Богатая горючая смесь (хлопки в глушителе при пуске двигателя): – воздушная заслонка карбюратора полностью не открывается; Отрегулировать привод воздушной заслонки – нарушена герметичность клапана подачи топлива; Заменить уплотнительную шайбу клапана – нарушена герметичность поплавка; Восстановить герметичность поплавка или заменить поплавок – засорены воздушные жиклеры дозирующих систем; Промыть жиклеры неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом – нарушена регулировка винта качества смеси; Отрегулировать необходимый состав смеси – слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Отрегулировать уровень топлива Двигатель не пускается в холодное время Не закрывается воздушная заслонка Отрегулировать привод воздушной заслонки Двигатель работает неустойчиво в режиме холостого хода Высокий или низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Отрегулировать уровень топлива Неправильно отрегулирован холостой ход Отрегулировать необходимый состав смеси Большое количество воды в отстойнике фильтра тонкой очистки топлива и топливном баке Слить отстой из фильтра и бака Неправильная регулировка зазоров в приводе клапанов Отрегулировать зазоры в приводе клапанов Ослабло крепление карбюратора, впускной трубы, газопровода Подтянуть крепления, при необходимости заменить прокладки Повышенная токсичность отработавших газов Богатая горючая смесь См. «Двигатель не запускается (богатая горючая смесь)» Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов Отрегулировать зазоры в приводе клапанов
Двигатель не развивает полную мощность и не обладает достаточной приемистостью Неисправен ускорительный насос карбюратора Проверить подачу насоса, заменить поврежденные детали Низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Отрегулировать уровень топлива Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов Отрегулировать зазоры в приводе клапанов Дроссельные заслонки карбюратора полностью не открываются Отрегулировать привод дроссельных заслонок Бедная горючая смесь См. «Двигатель не запускается (бедная горючая смесь)» Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра Заменить фильтрующий элемент Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов Отрегулировать зазоры в приводе клапанов Положение заслонок «Зима–Лето» не соответствует сезону Установить заслонки в положение, соответствующее сезону Повышенный расход топлива Бедная или богатая горючая смесь См. «Двигатель не запускается» Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра Заменить фильтрующий элемент Неправильная установка начального момента зажигания Отрегулировать начальный момент зажигания Неисправен вакуум-корректор распределителя зажигания Заменить вакуум-корректор или распределитель Нарушена герметичность системы питания Восстановить герметичность Повышенное сопротивление движению автомобиля Проверить и отрегулировать тормозную систему, подшипники колес, давление воздуха в шинах Перегрев двигателя Неисправен термостат Заменить термостат Слабое натяжение ремней привода вентилятора и водяного насоса Отрегулировать натяжение ремней Неправильная установка начального момента зажигания Отрегулировать начальный момент зажигания Бедная горючая смесь См. «Двигатель не запускается (бедная горючая смесь)» Сильное загрязнение радиатора Промыть систему охлаждения, промыть радиатор струей воды Повышенное сопротивление движению автомобиля Проверить и отрегулировать тормозную систему, подшипники колес, давление воздуха в шинах Неисправен водяной насос Заменить насос Двигатель продолжает работать после выключения зажигания Перегрев двигателя См. «Перегрев двигателя» Применено низкооктановое топливо Применять топливо с соответствующим октановым числом
Детонационные стуки в двигателе Ранняя установка начального момента зажигания Отрегулировать начальный момент зажигания Большой слой нагара на стенках камер сгорания и днищах поршней Очистить нагар Применено низкооктановое топливо Применять топливо с соответствующим октановым числом
Недостаточное давление масла на прогретом двигателе Неисправность или засорение редукционного клапана давления масла Промыть детали клапана и гнездо в корпусе масляного насоса, при необходимости заменить пружину или клапан Неисправен датчик или указатель давления масла Проверить давление контрольным манометром, заменить неисправный прибор Перегрев двигателя Включить масляный радиатор, устранить причину перегрева Большой износ вкладышей коренных подшипников Заменить вкладыши Износ деталей масляного насоса Заменить прокладку между корпусом и крышкой тонкой бумажной прокладкой или заменить насос Повышенный расход масла Большой износ поршневых колец Заменить поршневые кольца Засорение системы вентиляции картера Промыть неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом шланги и каналы вентиляции во впускной трубе и детали маслоотделителя в крышке коромысел Течь масла через уплотнения двигателя Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки или сальники Большой износ или разрушение маслоотражательных колпачков клапанов Заменить колпачки
Стуки в двигателе Износ шатунно-поршневой группы Отремонтировать двигатель Большие зазоры между коромыслами и клапанами Отрегулировать зазоры в приводе клапанов Большие зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками Заменить изношенные детали или головку с клапанами в сборе Износ кулачков распределительного вала и толкателей Заменить изношенные детали Большой зазор между упорными кольцами и коленчатым валом Заменить упорные кольца
Сцепление с периферийным расположением пружин — Особенности устройства Сцепление с периферийным расположением пружин 1 – верхняя часть картера сцепления; 2 – вилка выключения сцепления; 3 – шаровой палец; 4 – нижняя часть картера сцепления; 5 – грязезащитный чехол …
Замена тормозных колодок Колодки заменяйте новыми, если толщина накладок уменьшилась до 1,5 мм. Для замены колодок проделайте следующие операции: • расшплинтуйте ось верхнего прижимного рычага, выньте ее и снимите рычаг; …
Источник статьи: http://autosky64.ru/drugoe/402-dvigatel-ohlazhdenie.html