- Система отопления вентиляции кузова автомобилей
- Система отопления автомобиля
- Принцип работы автомобильного отопителя
- Виды отопительных систем
- Конструкция штатных систем отопления
- Автономные отопители салона
- Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта
- Система отопления вентиляции кузова автомобилей
- Как работает система отопления и вентиляции автомобиля
- Стандартная система отопления
- Поток воздуха
- Отопитель (печка)
- Способы терморегуляции
- Система отопления с водяными клапанами
- Система отопления на основе смешивания воздуха
- Автомобили с воздушным охлаждением
- Система отопления автомобиля
- Принцип работы автомобильного отопителя
- Виды отопительных систем
- Конструкция штатных систем отопления
- Автономные отопители салона
- Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта
Система отопления вентиляции кузова автомобилей
Для обогрева кузова или кабины в холодное время применяют специальную отопительную систему, использующую тепло воды, циркулирующей в системе охлаждения двигателя.
У автомобиля «Волга» в отопительную систему входят: наружный люк воздухопритока с крышкой и с предохранительной сеткой для входа свежего воздуха, радиатор (теплообменник), воздухораспределительная труба с заслонкой, электрический вентилятор, внутренний люк с рукояткой и рукоятки управления.
Все части системы смонтированы под передним щитком кузова в специальном коробе. Радиатор, установленный в коробе и закрытый кожухом, соединен трубками с системой охлаждения двигателя. Штуцер подводящей трубки снабжен краном.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Наружный воздух при открытой крышке, управляемой рукояткой, поступает через люк воздухопритока внутрь отопителя, предварительно очищаясь в фильтре; проходя через радиатор, воздух подогревается и с помощью вентилятора нагнетается по трубе в переднее отделение кузова и по трубе подводится в заднее отделение. Вследствие небольшого избыточного давления нагретого воздуха в кузове устраняется приток холодного воздуха через щели и неплотности. Часть нагретого воздуха от радиатора нагнетается вентилятором через патрубки в кожух с отверстиями для обогрева ветрового стекла. К правому патрубку воздух подводится по гофрированному шлангу.
Изменяя положение заслонки, установленной в воздухораспределительной трубе, можно изменять количество теплого воздуха, поступающего на обдув ветрового стекла, за счет уменьшения поступления его в кузов. Открывая рукояткой внутренний люк, можно направлять свежий воздух непосредственно в кузов без подогрева, обеспечивая его вентиляцию.
Управление отопительной системой осуществляется двумя рукоятками и на щитке. Верхней рукояткой изменяется открытие крышки люка воздухопритока, а нижней рукояткой изменяется положение заслонки, регулирующей поступление нагретого воздуха в кузов и на ветровое стекло. Положение рукояток «О» соответствует полному открытию люка или заслонки, положение «3» — закрытию. Вентилятор включается рукояткой, при этом в ней загорается сигнальная лампа. Поворотом рукоятки трех-позиционного переключателя регулируют число оборотов вентилятора. Ранее система отопления и вентиляции имела несколько другое устройство.
У автомобиля «Москвич-408» в отопительную систему кузова входят: наружный люк воздухопритока с крышкой; внутренний люк с крышкой; электрический вентилятор, установленный в кожухе; радиатор, соединенный подводящим и отводящим шлангами с системой охлаждения двигателя; корпус отопителя с заслонками обогрева кузова и три воздухопровода с наконечниками для обдува ветрового стекла. Отопитель расположен под щитком кузова. Крышка люка наружного воздухопритока управляется рукояткой, а крышка люка внутреннего воздухопритока — рукояткой. Приток воздуха в ку-зоз регулируется величиной открытия заслонок отопителя, устанавливаемых в нужном полоялении рукой. Включение вентилятора осуществляется рукояткой, расположенной на щитке приборов, поворотом которой можно получить две скорости вращения вентилятора. Для включения отопителя на подводящем шланге установлен кран, управляемый рукояткой. Изменяя положение заслонок отопителя, можно регулировать поступление нагретого воздуха в кузов и на обдув ветрового стекла.
У автомобиля ЗИЛ -130 отопительная система кабины состоит из водяного радиатора (рис. 449), соединенного с системой охлаждения двигателя трубопроводами с краном; воздушного кожуха с заслонками, управляемыми рукояткой электрического вентилятора; воздухораспределительной трубы для поступления подогретого воздуха в кабину и на ветровое стекло; регулировочной заслонки, управляемой рукояткой, и раструбов с шлангами для обдува ветрового стекла.
Воздух к отопителю поступает из передней части автомобиля по правому вентиляционному каналу, расположенному под капотом. По левому вентиляционному каналу, снабженному крышкой, воздух поступает в кабину для ее вентиляции. В передней части оба канала снабжены заслонками. Воздух в кабину для ее вентиляции может также поступать через люки в крыше кабины. В холодное время крышку и заслонки каналов закрывают, и воздух в отонитель поступает непосредственно из кабины через заслонки, управляемые рукояткой, что ускоряет прогрев кабины. Изменяя положение заслонки в трубе, можно регулировать интенсивность поступления подогретого воздуха в кабину и на ветровое стекло. Такую же конструкцию имеют отопители автомобилей ЗИЛ -131 и ЗИЛ -133.
На других легковых и грузовых автомобилях отопительная система имеет устройство и принцип действия, в основном аналогичные устройству и принципу действия отопительных система, рассмотренных выше.
Кабины грузовых автомобилей и кузова легковых автомобилей оборудуются системой отопления и вентиляции. Принцип действия отопителей одинаков у всех автомобилей. Горячая вода поступает в отопитель из системы охлаждения двигателя через краник, установленный на головке цилиндров. В летнее время краник закрывается и отключает подачу горячей воды в отопитель. Конструктивно отопитель объединен с устройством для вентиляции.
Для создания направленной циркуляции воздуха отопитель имеет вентилятор, который забирает свежий воздух в передней части автомобиля и направляет его в радиатор отопителя и далее в распределительный канал. При помощи заслонки, расположенной в канале, можно изменять распределение воздуха, поступающего для обогрева пассажирского помещения и ветрового стекла. Стремясь повысить эффективность работы системы отопления при низких температурах окружающего воздуха, прибегают к так называемой рециркуляции воздуха, т. е. используют для циркуляции один и тот же воздух, который в этом случае все время будет находиться в кругообороте отопитель — кабина — отопитель.
На рис. 4 представлена схема системы отопления и вентиляции кабины автомобиля ГАЗ -53А. На переднем щитке под панелью приборов установлен радиатор системы отопления. Перед ветровым стеклом расположен люк для забора свежего воздуха, прикрываемый крышкой. Вентилятор, приводимый в действие электродвигателем, подает воздух в радиатор отопителя. Проходя через радиатор, воздух нагревается и далее поступает в распределитель. Из распределителя воздух направляется по различным каналам для обдува ветрового стекла и обогрева кабины.
Пользуясь отопителем на стоянке, при работающем двигателе закрывают крышку и открывают крышку внутреннего люка. В этом случае воздух циркулирует в пределах кабины, т. е. создается рециркуляция.
Отопитепь эффективно работает только при хорошо прогретом двигателе, когда температура воды в системе охлаждения двигателя достигла не менее 80 градусов.
В летнее время для вентиляции кабины полностью открывают крышку воздухо-притока, а также крышку внутреннего люка.
Источник статьи: http://stroy-technics.ru/article/sistemy-otopleniya-i-ventilyatsii-kuzova
Система отопления автомобиля
Тонкий металл кузова легковой машины или кабины грузовика моментально реагирует на колебания атмосферной температуры. Летом в салоне температура может повыситься до 40 – 50 градусов. Зимой температура в салоне или кабине отличается от наружного мороза на 2 -3 градуса. Водители и пассажиры автотранспорта спасаются от летнего перегрева, включая кондиционер или открывая окна. Зимой обеспечить нормальную температуру в салоне может только система отопления автомобиля. В климатических условиях России нормальная работа автомобильного отопителя актуальна две трети года.
Принцип работы автомобильного отопителя
В истории автомобиля существовали даже такие виды отопления салона, как компактные угольные и дровяные печи, газовые лампы. Позже для отопления использовались выхлопные газы. Автомобилестроители практически отказались от водяного отопления салона, которое применялось в некоторых моделях пассажирских автобусов. Нагретая вода, циркулирующая по трубопроводам под креслами и на стенах салона, быстро охлаждалась, отопительная система отличалась низким КПД.
Современные отопительные системы преимущественно используют жидкость охлаждения двигателя для обогрева салона, с ее помощью, нагретым и отфильтрованным атмосферным воздухом. Для принудительного забора воздуха используется вентилятор. Воздух нагревается теплоотдачей работающего автомобильного двигателя, интенсивность его подачи регулируется в ручном или автоматическом режиме.
Нормально функционирующий автомобильный отопитель, который водители называют просто «печкой», зимой нагревает воздух в салоне до 20 – 25 градусов тепла. Дополнительной функцией автомобильной печки становится прогрев запотевших или заледеневших стекол машины, оттаивание примерзших стеклоочистителей.
Виды отопительных систем
В общем виде автомобильные печки разделяют на штатные (установленные автопроизводителем) и дополнительные, которые владельцы машин устанавливают самостоятельно. У большинства иномарок автомобильный отопитель собран в едином блоке с кондиционером, составляя климатическую систему.
Конструкция штатных систем отопления
Стационарная система отопления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (дизельным или бензиновым), в качестве источника тепла использует рабочий нагрев мотора.
У большинства отопительных систем вентилятор забора воздуха и теплообменник (радиатор печки) устанавливаются перед перегородкой моторного отсека. Отводящим и подводящим трубопроводами теплообменник соединен с системой охлаждения автомобильного двигателя. Атмосферный воздух, нагнетаемый вентилятором, при проходе через соты радиатора нагревается. После этого подогретый воздух проходит через салонный фильтр и по трубопроводам подается на вентиляционные дефлекторы салона.
Система охлаждения двигателя
У различных моделей авто дефлекторы располагаются в центральной консоли, в центре и по бокам «торпедо», под лобовым стеклом, могут выходить в ногах задних пассажиров. Обычная температура работающего двигателя в 90 градусов обеспечивает нагрев воздуха, подаваемого в салон, до 30 – 35 градусов.
Важным качеством отопительной системы становится регулировка подачи теплого воздуха. Сила подачи воздуха регулируется поворотом регулятора или нажатием кнопки с пиктограммой вентилятора (у систем кондиционирования).
Ручные регулировки направления воздуха в стороны заслонками дефлектора очень приблизительны. Гораздо точнее работают регулировки климатических установок. После установки водителем нужной температуры в бортовом компьютере, блок управления климат-контроля по температурным датчикам через сервоприводы автоматически регулирует положение открытия или закрытия заслонок.
Устройство современного отопителя салона с кондиционером
Отопительные системы многих моделей авто могут использовать прямой и рециркуляционный режимы подачи нагретого воздуха. Режим рециркуляции работает при закрытой основной заслонке забора воздуха. В такой позиции втяжной вентилятор отопительной системы использует только объем воздуха из салона. При этом увеличивается температура воздуха, в салоне пропадают неприятные запахи дорожной пыли, автомобильных выхлопов.
Наиболее эффективно рециркуляционный режим работает в автоматических установках климат-контроля. Блок управления климатом, ориентируясь на показания газоанализаторов, автоматически включает режим рециркуляции при обнаружении вредных веществ в атмосферном воздухе. Так же автоматически режим рециркуляции отключается, если повышается процент углекислого газа в салоне от дыхания пассажиров.
Автономные отопители салона
Кроме функций отопления при включенном двигателе, в ряде случае необходимо обеспечить предварительный обогрев салона и прогрев двигателя. Для этого на грузовики и легковые модели устанавливают автономные отопители и предпусковые подогреватели. Среди качественных производителей автономных отопителей выделяются бренды Webasto, Eberspacher, российская марка «Планар».
Несмотря на недоверие владельцев легковых машин к автономным отопителям, польза такого прибора очевидна. При его применении не нужен холостой прогрев двигателя, что приносит значительную экономию горючего. Используя дистанционное включение автономного обогревателя, водитель садится за руль в теплый салон с чистыми стеклами и готовыми к работе «дворниками». Снижается износ мотора за счет отказа от холодного пуска с охлажденным маслом.
Для грузовиков в ряде стран Евросоюза автономные отопители законодательно признаны обязательным оборудованием. Без них водителям магистральных грузовиков запрещено ночевать или отдыхать в кабинах на придорожных стоянках и грузовых паркингах. Таким образом европейские власти борются с дополнительными выбросами вредных выхлопов работающих двигателей в атмосферу, снижают уровень шумов.
Чаще всего автономные обогреватели работают на основном топливе двигателя. Поэтому их модели разделяют на бензиновые, дизельные, газовые. По конструкции эти обогреватели подобны.
Все модели, собранные в отдельном компактном корпусе, используют:
- герметичную камеру сгорания;
- трубопровод подачи горючего от штатного топливного бака;
- нагнетатель воздуха;
- циркуляционный насос;
- теплообменник;
- свечу зажигания или накала;
- датчик перегрева;
- блок управления.
Бензиновые подогреватели воздуха для легковых машин более компактны. При мощности, достигающей 46 кВт, их можно установить под капотом автомобиля. Дизельные отопители и предпусковые жидкостные подогреватели двигателя для грузовиков отличаются большей мощностью (до 82 кВт) и размерами.
Электрический автономный обогреватель не использует автомобильное топливо, работает по принципу тепловентилятора. Отопительное устройство часто называют автофеном. В герметичном керамическом корпусе установлены втяжной и вытяжной вентиляторы, электрическая спираль или керамические элементы, нагревающие воздух. У автономного электрического фена, питающегося от аккумулятора через прикуриватель, мощность недостаточна, чтобы полноценно отапливать салон, поэтому его используют как дополнительный источник обогрева.
Стационарный электрический обогреватель подобной конструкции, работающий от бортовой электросети, стал основой отопительной системы электромобилей. Именно он обеспечивает тепловой комфорт в салоне, встроенный в блок климатической системы и дополненный обогревом всех кресел машины.
Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта
Самостоятельное обслуживание отопительных систем легковых автомашин обычно сводится в замене салонного фильтра, который нужно менять через 7000 – 15000 километров пробега (в зависимости от запыленности местности, загазованности городской атмосферы). Процедура замены может быть довольно сложной, так как требует разборки перчаточного ящика или педалей управления.
Замена салонного как и воздушного фильтров рекомендуется менять на реже одного раза в 15 тыс.км.
Типичные неисправности печки обычно проявляются одновременно с ухудшением работы охлаждения двигателя и связаны с засорением радиаторов грязью, пылью, тополиным пухом. Самостоятельная очистка радиаторов грубыми механическими способами не рекомендуется, так как тонкий металл теплообменника легко повредить. При обращении в автосервис механики очищают радиаторы сжатым воздухом или водной струей с соблюдением максимально возможных давлений. При более сложных поломках штатного или автономного отопителя лучше воспользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Ремонт отопительной системы может потребовать замену:
- радиатора (при механическом износе сот, течах антифриза);
- крыльчатки или электродвигателя вентилятора;
- патрубков и тройников;
- элементов электрической схемы управления (резисторов, контроллеров, термодатчиков);
- микроредукторов приводов заслонок;
- кранов отопителя;
- сервоприводов воздушных заслонок;
- клапанов рециркуляции;
- переключателей режимов работы.
Все демонтажные и монтажные работы с отопительной системой нужно проводить по технологическим картам производителя. Ремонт требует точной диагностики, знания расположения узлов системы, методов разборки и сборки. Квалифицированные автосервисы одновременно с ремонтом печки проводят дезинфекцию салона и воздушных вентиляционных каналов, промывают радиатор.
Источник статьи: http://autoleek.ru/jelektrooborudovanie/sistemy-komforta/sistema-otopleniya-avtomobilya.html
Система отопления вентиляции кузова автомобилей
Для обогрева кузова или кабины в холодное время применяют специальную отопительную систему, использующую тепло воды, циркулирующей в системе охлаждения двигателя.
У автомобиля «Волга» в отопительную систему входят: наружный люк воздухопритока с крышкой и с предохранительной сеткой для входа свежего воздуха, радиатор (теплообменник), воздухораспределительная труба с заслонкой, электрический вентилятор, внутренний люк с рукояткой и рукоятки управления.
Все части системы смонтированы под передним щитком кузова в специальном коробе. Радиатор, установленный в коробе и закрытый кожухом, соединен трубками с системой охлаждения двигателя. Штуцер подводящей трубки снабжен краном.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Наружный воздух при открытой крышке, управляемой рукояткой, поступает через люк воздухопритока внутрь отопителя, предварительно очищаясь в фильтре; проходя через радиатор, воздух подогревается и с помощью вентилятора нагнетается по трубе в переднее отделение кузова и по трубе подводится в заднее отделение. Вследствие небольшого избыточного давления нагретого воздуха в кузове устраняется приток холодного воздуха через щели и неплотности. Часть нагретого воздуха от радиатора нагнетается вентилятором через патрубки в кожух с отверстиями для обогрева ветрового стекла. К правому патрубку воздух подводится по гофрированному шлангу.
Изменяя положение заслонки, установленной в воздухораспределительной трубе, можно изменять количество теплого воздуха, поступающего на обдув ветрового стекла, за счет уменьшения поступления его в кузов. Открывая рукояткой внутренний люк, можно направлять свежий воздух непосредственно в кузов без подогрева, обеспечивая его вентиляцию.
Управление отопительной системой осуществляется двумя рукоятками и на щитке. Верхней рукояткой изменяется открытие крышки люка воздухопритока, а нижней рукояткой изменяется положение заслонки, регулирующей поступление нагретого воздуха в кузов и на ветровое стекло. Положение рукояток «О» соответствует полному открытию люка или заслонки, положение «3» — закрытию. Вентилятор включается рукояткой, при этом в ней загорается сигнальная лампа. Поворотом рукоятки трех-позиционного переключателя регулируют число оборотов вентилятора. Ранее система отопления и вентиляции имела несколько другое устройство.
У автомобиля «Москвич-408» в отопительную систему кузова входят: наружный люк воздухопритока с крышкой; внутренний люк с крышкой; электрический вентилятор, установленный в кожухе; радиатор, соединенный подводящим и отводящим шлангами с системой охлаждения двигателя; корпус отопителя с заслонками обогрева кузова и три воздухопровода с наконечниками для обдува ветрового стекла. Отопитель расположен под щитком кузова. Крышка люка наружного воздухопритока управляется рукояткой, а крышка люка внутреннего воздухопритока — рукояткой. Приток воздуха в ку-зоз регулируется величиной открытия заслонок отопителя, устанавливаемых в нужном полоялении рукой. Включение вентилятора осуществляется рукояткой, расположенной на щитке приборов, поворотом которой можно получить две скорости вращения вентилятора. Для включения отопителя на подводящем шланге установлен кран, управляемый рукояткой. Изменяя положение заслонок отопителя, можно регулировать поступление нагретого воздуха в кузов и на обдув ветрового стекла.
У автомобиля ЗИЛ -130 отопительная система кабины состоит из водяного радиатора (рис. 449), соединенного с системой охлаждения двигателя трубопроводами с краном; воздушного кожуха с заслонками, управляемыми рукояткой электрического вентилятора; воздухораспределительной трубы для поступления подогретого воздуха в кабину и на ветровое стекло; регулировочной заслонки, управляемой рукояткой, и раструбов с шлангами для обдува ветрового стекла.
Воздух к отопителю поступает из передней части автомобиля по правому вентиляционному каналу, расположенному под капотом. По левому вентиляционному каналу, снабженному крышкой, воздух поступает в кабину для ее вентиляции. В передней части оба канала снабжены заслонками. Воздух в кабину для ее вентиляции может также поступать через люки в крыше кабины. В холодное время крышку и заслонки каналов закрывают, и воздух в отонитель поступает непосредственно из кабины через заслонки, управляемые рукояткой, что ускоряет прогрев кабины. Изменяя положение заслонки в трубе, можно регулировать интенсивность поступления подогретого воздуха в кабину и на ветровое стекло. Такую же конструкцию имеют отопители автомобилей ЗИЛ -131 и ЗИЛ -133.
На других легковых и грузовых автомобилях отопительная система имеет устройство и принцип действия, в основном аналогичные устройству и принципу действия отопительных система, рассмотренных выше.
Кабины грузовых автомобилей и кузова легковых автомобилей оборудуются системой отопления и вентиляции. Принцип действия отопителей одинаков у всех автомобилей. Горячая вода поступает в отопитель из системы охлаждения двигателя через краник, установленный на головке цилиндров. В летнее время краник закрывается и отключает подачу горячей воды в отопитель. Конструктивно отопитель объединен с устройством для вентиляции.
Для создания направленной циркуляции воздуха отопитель имеет вентилятор, который забирает свежий воздух в передней части автомобиля и направляет его в радиатор отопителя и далее в распределительный канал. При помощи заслонки, расположенной в канале, можно изменять распределение воздуха, поступающего для обогрева пассажирского помещения и ветрового стекла. Стремясь повысить эффективность работы системы отопления при низких температурах окружающего воздуха, прибегают к так называемой рециркуляции воздуха, т. е. используют для циркуляции один и тот же воздух, который в этом случае все время будет находиться в кругообороте отопитель — кабина — отопитель.
На рис. 4 представлена схема системы отопления и вентиляции кабины автомобиля ГАЗ -53А. На переднем щитке под панелью приборов установлен радиатор системы отопления. Перед ветровым стеклом расположен люк для забора свежего воздуха, прикрываемый крышкой. Вентилятор, приводимый в действие электродвигателем, подает воздух в радиатор отопителя. Проходя через радиатор, воздух нагревается и далее поступает в распределитель. Из распределителя воздух направляется по различным каналам для обдува ветрового стекла и обогрева кабины.
Пользуясь отопителем на стоянке, при работающем двигателе закрывают крышку и открывают крышку внутреннего люка. В этом случае воздух циркулирует в пределах кабины, т. е. создается рециркуляция.
Отопитепь эффективно работает только при хорошо прогретом двигателе, когда температура воды в системе охлаждения двигателя достигла не менее 80 градусов.
В летнее время для вентиляции кабины полностью открывают крышку воздухо-притока, а также крышку внутреннего люка.
Источник статьи: http://stroy-technics.ru/article/sistemy-otopleniya-i-ventilyatsii-kuzova
Как работает система отопления и вентиляции автомобиля
Современные автомобили сконструированы таким образом, что постоянный поток свежего воздуха обдувает салон, поддерживая нужную температуру даже с закрытыми окнами. Поступающий снаружи воздух может нагреваться двигателем, чтобы окна не запотевали.
Стандартная система отопления
Вентиляционная система современных автомобилей обеспечивает постоянный приток свежего воздуха и нагревает его при необходимости.
Поток воздуха
Воздух входит в большое отверстие, расположенное в передней части автомобиля. При движении в этой области создается давление, вталкивающее воздух в воздуховод. Затем воздух попадает в отопитель, который при необходимости нагревает его. Решетка для приема воздуха может располагаться в верхней части капота.
Воздух попадает в салон через отверстия, расположенные на приборной панели и в нижней части кузова. Вентиляторы можно повернуть так, чтобы они направляли потоки воздуха на водителя и пассажира, занимающего переднее сиденье.
В некоторых автомобилях предусмотрены вентиляторы, направляющие воздух на пассажиров, занимающих заднее сиденье.
Воздушный поток из отверстий в планке, расположенной в нижней части лобового стекла, препятствует его запотеванию. В более поздних моделях такая функция предусмотрена и для боковых стекол.
Во многих современных автомобилях воздуховоды снабжены клапанами, которые открываются и закрываются по необходимости.
В задней части корпуса предусмотрены выходные отверстия. При движении давление на них снижено, и воздух беспрепятственно выходит наружу.
Отопитель (печка)
В автомобилях с водяной системой охлаждения в корпус отопителя монтируется пучок труб. Получившийся небольшой радиатор принимает от двигателя горячую воду.
Захваченный воздух согревается при прохождении сквозь пучок труб с горячей водой.
В вентиляционной системе также присутствуют электровентиляторы, которые обеспечивают перемещение потоков воздуха, когда автомобиль стоит на месте или движется недостаточно быстро.
Электровентиляторы могут работать в разных режимах в соответствии с потребностями водителя и пассажиров.
Способы терморегуляции
Система отопления с водяными клапанами
В отопителе с водяными клапанами воздух проходит сквозь пучок труб. Температура в пучке определяется количество проходящей сквозь него горячей воды.
Система отопления на основе смешивания воздуха
В системе на основе смешивания воздуха трубы нагреваются до определенной температуры, и теплый воздух смешивается с холодным за счет движения створки.
Температура, до которой нагревается воздух, определяется водяными клапанами или системой смешивания. Водяные клапаны часто встречаются в старых моделях.
Датчик температуры, расположенный на приборной доске, посылает сигнал крану, который регулирует количество горячей воды, подаваемой в трубы. Эта система медленно реагирует на изменения, поэтому установить точную температуру практически невозможно.
Трубы системы с воздушным отоплением нагреваются постоянно. Датчик температуры изменяет положение створки, которая смешивает уже нагретый воздух с холодным воздухом, захваченным извне.
Зачастую такая система может подавать холодный воздух на вентилятор для обдува лобового стекла, даже если все остальные вентиляторы работают с теплым воздухом.
Створки, контролирующие подачу воздуха в отопитель, можно запустить вручную, переключив рычаг, который находится на приборной панели и соединен со створками тросами.
В дорогих автомобилях можно увидеть электронные элементы управления, которые получают информацию от датчиков, установленных рядом с входными отверстиями.
Автомобили с воздушным охлаждением
В автомобилях с воздушной системой охлаждения двигателя воздух во внутреннем отопителе может согреваться при движении по охлаждающим ребрам рядом с горячим выпускным коллектором.
Благодаря системе смешивания с термочувствительными клапанами воздух доводится до нужной температуры и поддерживает комфортную атмосферу в салоне.
При необходимости воздух дополнительно подогревается с помощью устройства теплообмена, которое получает тепло при сжигании топлива.
В отличие от водяных систем, в воздушных системах теплообменник позволяет отопителю работать от двигателя. В остальном же способы распределения тепла идентичны.
Источник статьи: http://17koles.ru/how/kak-rabotaet-sistema-otopleniya-i-ventilyacii-avtomobilya
Система отопления автомобиля
Тонкий металл кузова легковой машины или кабины грузовика моментально реагирует на колебания атмосферной температуры. Летом в салоне температура может повыситься до 40 – 50 градусов. Зимой температура в салоне или кабине отличается от наружного мороза на 2 -3 градуса. Водители и пассажиры автотранспорта спасаются от летнего перегрева, включая кондиционер или открывая окна. Зимой обеспечить нормальную температуру в салоне может только система отопления автомобиля. В климатических условиях России нормальная работа автомобильного отопителя актуальна две трети года.
Принцип работы автомобильного отопителя
В истории автомобиля существовали даже такие виды отопления салона, как компактные угольные и дровяные печи, газовые лампы. Позже для отопления использовались выхлопные газы. Автомобилестроители практически отказались от водяного отопления салона, которое применялось в некоторых моделях пассажирских автобусов. Нагретая вода, циркулирующая по трубопроводам под креслами и на стенах салона, быстро охлаждалась, отопительная система отличалась низким КПД.
Современные отопительные системы преимущественно используют жидкость охлаждения двигателя для обогрева салона, с ее помощью, нагретым и отфильтрованным атмосферным воздухом. Для принудительного забора воздуха используется вентилятор. Воздух нагревается теплоотдачей работающего автомобильного двигателя, интенсивность его подачи регулируется в ручном или автоматическом режиме.
Нормально функционирующий автомобильный отопитель, который водители называют просто «печкой», зимой нагревает воздух в салоне до 20 – 25 градусов тепла. Дополнительной функцией автомобильной печки становится прогрев запотевших или заледеневших стекол машины, оттаивание примерзших стеклоочистителей.
Виды отопительных систем
В общем виде автомобильные печки разделяют на штатные (установленные автопроизводителем) и дополнительные, которые владельцы машин устанавливают самостоятельно. У большинства иномарок автомобильный отопитель собран в едином блоке с кондиционером, составляя климатическую систему.
Конструкция штатных систем отопления
Стационарная система отопления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (дизельным или бензиновым), в качестве источника тепла использует рабочий нагрев мотора.
У большинства отопительных систем вентилятор забора воздуха и теплообменник (радиатор печки) устанавливаются перед перегородкой моторного отсека. Отводящим и подводящим трубопроводами теплообменник соединен с системой охлаждения автомобильного двигателя. Атмосферный воздух, нагнетаемый вентилятором, при проходе через соты радиатора нагревается. После этого подогретый воздух проходит через салонный фильтр и по трубопроводам подается на вентиляционные дефлекторы салона.
Система охлаждения двигателя
У различных моделей авто дефлекторы располагаются в центральной консоли, в центре и по бокам «торпедо», под лобовым стеклом, могут выходить в ногах задних пассажиров. Обычная температура работающего двигателя в 90 градусов обеспечивает нагрев воздуха, подаваемого в салон, до 30 – 35 градусов.
Важным качеством отопительной системы становится регулировка подачи теплого воздуха. Сила подачи воздуха регулируется поворотом регулятора или нажатием кнопки с пиктограммой вентилятора (у систем кондиционирования).
Ручные регулировки направления воздуха в стороны заслонками дефлектора очень приблизительны. Гораздо точнее работают регулировки климатических установок. После установки водителем нужной температуры в бортовом компьютере, блок управления климат-контроля по температурным датчикам через сервоприводы автоматически регулирует положение открытия или закрытия заслонок.
Устройство современного отопителя салона с кондиционером
Отопительные системы многих моделей авто могут использовать прямой и рециркуляционный режимы подачи нагретого воздуха. Режим рециркуляции работает при закрытой основной заслонке забора воздуха. В такой позиции втяжной вентилятор отопительной системы использует только объем воздуха из салона. При этом увеличивается температура воздуха, в салоне пропадают неприятные запахи дорожной пыли, автомобильных выхлопов.
Наиболее эффективно рециркуляционный режим работает в автоматических установках климат-контроля. Блок управления климатом, ориентируясь на показания газоанализаторов, автоматически включает режим рециркуляции при обнаружении вредных веществ в атмосферном воздухе. Так же автоматически режим рециркуляции отключается, если повышается процент углекислого газа в салоне от дыхания пассажиров.
Автономные отопители салона
Кроме функций отопления при включенном двигателе, в ряде случае необходимо обеспечить предварительный обогрев салона и прогрев двигателя. Для этого на грузовики и легковые модели устанавливают автономные отопители и предпусковые подогреватели. Среди качественных производителей автономных отопителей выделяются бренды Webasto, Eberspacher, российская марка «Планар».
Несмотря на недоверие владельцев легковых машин к автономным отопителям, польза такого прибора очевидна. При его применении не нужен холостой прогрев двигателя, что приносит значительную экономию горючего. Используя дистанционное включение автономного обогревателя, водитель садится за руль в теплый салон с чистыми стеклами и готовыми к работе «дворниками». Снижается износ мотора за счет отказа от холодного пуска с охлажденным маслом.
Для грузовиков в ряде стран Евросоюза автономные отопители законодательно признаны обязательным оборудованием. Без них водителям магистральных грузовиков запрещено ночевать или отдыхать в кабинах на придорожных стоянках и грузовых паркингах. Таким образом европейские власти борются с дополнительными выбросами вредных выхлопов работающих двигателей в атмосферу, снижают уровень шумов.
Чаще всего автономные обогреватели работают на основном топливе двигателя. Поэтому их модели разделяют на бензиновые, дизельные, газовые. По конструкции эти обогреватели подобны.
Все модели, собранные в отдельном компактном корпусе, используют:
- герметичную камеру сгорания;
- трубопровод подачи горючего от штатного топливного бака;
- нагнетатель воздуха;
- циркуляционный насос;
- теплообменник;
- свечу зажигания или накала;
- датчик перегрева;
- блок управления.
Бензиновые подогреватели воздуха для легковых машин более компактны. При мощности, достигающей 46 кВт, их можно установить под капотом автомобиля. Дизельные отопители и предпусковые жидкостные подогреватели двигателя для грузовиков отличаются большей мощностью (до 82 кВт) и размерами.
Электрический автономный обогреватель не использует автомобильное топливо, работает по принципу тепловентилятора. Отопительное устройство часто называют автофеном. В герметичном керамическом корпусе установлены втяжной и вытяжной вентиляторы, электрическая спираль или керамические элементы, нагревающие воздух. У автономного электрического фена, питающегося от аккумулятора через прикуриватель, мощность недостаточна, чтобы полноценно отапливать салон, поэтому его используют как дополнительный источник обогрева.
Стационарный электрический обогреватель подобной конструкции, работающий от бортовой электросети, стал основой отопительной системы электромобилей. Именно он обеспечивает тепловой комфорт в салоне, встроенный в блок климатической системы и дополненный обогревом всех кресел машины.
Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта
Самостоятельное обслуживание отопительных систем легковых автомашин обычно сводится в замене салонного фильтра, который нужно менять через 7000 – 15000 километров пробега (в зависимости от запыленности местности, загазованности городской атмосферы). Процедура замены может быть довольно сложной, так как требует разборки перчаточного ящика или педалей управления.
Замена салонного как и воздушного фильтров рекомендуется менять на реже одного раза в 15 тыс.км.
Типичные неисправности печки обычно проявляются одновременно с ухудшением работы охлаждения двигателя и связаны с засорением радиаторов грязью, пылью, тополиным пухом. Самостоятельная очистка радиаторов грубыми механическими способами не рекомендуется, так как тонкий металл теплообменника легко повредить. При обращении в автосервис механики очищают радиаторы сжатым воздухом или водной струей с соблюдением максимально возможных давлений. При более сложных поломках штатного или автономного отопителя лучше воспользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Ремонт отопительной системы может потребовать замену:
- радиатора (при механическом износе сот, течах антифриза);
- крыльчатки или электродвигателя вентилятора;
- патрубков и тройников;
- элементов электрической схемы управления (резисторов, контроллеров, термодатчиков);
- микроредукторов приводов заслонок;
- кранов отопителя;
- сервоприводов воздушных заслонок;
- клапанов рециркуляции;
- переключателей режимов работы.
Все демонтажные и монтажные работы с отопительной системой нужно проводить по технологическим картам производителя. Ремонт требует точной диагностики, знания расположения узлов системы, методов разборки и сборки. Квалифицированные автосервисы одновременно с ремонтом печки проводят дезинфекцию салона и воздушных вентиляционных каналов, промывают радиатор.
Источник статьи: http://autoleek.ru/jelektrooborudovanie/sistemy-komforta/sistema-otopleniya-avtomobilya.html