Система смазки двигателя
Назначение моторного масла
В эксплуатации моторное масло подвергается самым единообразным воздействиям. Поэтому очень трудно точно определить влияние различных эксплуатационных воздействий на средства смазки двигателя. Двигатели, длительное время работающие на высоких оборотах или с полной нагрузкой, разогреваются до высоких температур. Под влиянием высокой температуры и кислорода, содержащегося е воздухе начинается процесс окисления масла. От продуктов окисления масло густеет и могут образовываться лакообразные отложения на верхних частях поршней, в канавках под поршневые кольца и на стержнях клапанов. Это может привести к закоксовыванию головок клапанов.
При поступлении в цилиндры переобогащенной топливной смеси, или когда от двигателя редко или никогда не требует с я развитие полной мощности, или когда двигатель часто эксплуатируется в неразогретом состоянии (короткие поездки по городу), следствием является неполное сгорание топлива. Нагар, углероды масла, самонесгоревшее топливо и другие продукты сгорания, а также конденсаты влаги вызывают образование шлама, кислоты и асфальта. Несюревшее топливо попадает на холодные стенки цилиндров и стекает по ним в картер, при этом смывается масляная пленка со стенок цилиндров и поршней. Следствием этого является ухудшение смазки стенок цилиндров и разжижение масла, что влияет на его смазочные свойства в зависимости от количества, попавшего в него топлива.
При сильном разжижении масла следует произвести его досрочную замену. Так как при резком стиле вождения (горячий двигатель) частицы бензина испаряются в масле, следует контролировать уровень масла чаще зимой (многочисленные холодные запуски — высокая доля бензина в масле).
Вязкость моторного масла
Вязкость моторного масла изменяется с температурой. С разогревом масло разжижается. Это влияет на сцепляемость и устойчивостью к давлению масляной пленки. При охлаждении вязкость масла возрастает, причем увеличивается внутреннее сопротивление трения. Это свойство требует использования масла такой вязкости, которая бы при изменении температуры изменялась по возможности незначительно.
На холодном двигателе масло должно быть достаточно жидким. для того чтобы не затруднять работу стартера как можно быстрее проникать ко всем точкам смазки.
Вязкость идентична внутреннему трению масла и классифицируется по системе SAE (Society of Automotive Engineers), например SAE 30, SAE 10 и т.д. Высокие индексы присваиваются густым маслам, низкие — жидким.
Универсальное (всесезонное) масло
Для двигателей BMW должно применяться всесезонное масло. Всесезочные масла имеют то преимущество, что они работают в широком диапазоне температур (лето/зима). Основой всесезонного масла является сорт жидкого масла (например, 15W). Благодаря так называемому загустителю в горячем состоянии масло стабилизируется, таким образом сохраняя свои смазочные свойства при любых условиях эксплуатации. При применении всесезонных масел следует выбирать современные сорта, имеющие широкий температурный диапазон вязкости (например. 15 W-40, 15 W-50).
Буква «W» в обозначении SAE указывает на пригодность сорта масла в зимний период.
Легкоходные масла
При легкоходных маслах речь идет о всесезонном масле с добавкой, снижающей внутреннее трение, что может давать экономию гоп пива до 2 %. Легкоходные масла имеют низкую вязкость (например, 10 W-30). В качестве базовых здесь используются необычные масла (синтетические). При покупке легкоходного масла следует обращать внимание на разрешение BMW (написано на этикетке банки).
Диапазоны применения/Классы вязкости
Так как диапазоны применения сезонных масел соседних классов SAE перекрываются, на кратковременные изменения температуры можно не обращать внимания. Допускается смешивать масла различных классов вязкости, если требуется доливка масла, а окружающая температура уже не соответствует классу вязкости масла, залитого в двигатель.
Добавки — любого вида — не должны подмешиваться ни в масло, ни в топливо.
Спецификация моторных масел
Для современных двигателей разрешены только масла НО. Масла HD являются легированными маслами, смазочные свойства которых значительно улучшены за счет добавления различных химических веществ. Эти добавки обеспечивают хорошую антикоррозионную защиту, уменьшение активности окисления, особенно малую склонность к образованию шлама в картере, лучшие характеристики вязкости, очищающие и растворяющие свойства. Очищающие и растворяющие добавки не только уменьшают образование осадков в двигателе, но и одновременно обладают способностью растворять осадки и постоянно держать их. а также другие загрязнения в моторном масле б состоянии взвеси, гак что при смене масла они стекают вместе со старым маслом.
Параметры масел НО классифицируются по системе API (American Petroleum Institut). Европейские производители также придерживаются этой системы.
Обозначения двухбуквенные. Первая буква характеризует диапазон применения: S — Service, предназначено для бензиновых двигателей; С — Commercial, предназначено для дизельных двигателей. Вторая буква в алфавитном порядке характеризует сорт масла.
Высшими сортами масел являются масла SG для бензиновых двигателей и СЕ для дизельных двигзтелей ( по спецификации API).
Внимание: Моторные масла, четко обозначенные изготовителем как масла для дизельных двигателей, непригодны для бензиновых двигателей. Имеются масла, которые пригодны как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. В этом случае на упаковке указываются обе спецификации (например. SF/CD).
Для автомобилей BMW с бензиновыми или дизельными двигателями пригодны следующие сорта масел: масла SF/SG, SG/ CD или SG/СЕ спецификации API.
В любом случае нужно обращать внимание на то, чтобы приобретаемое масло было допущено для эксплуатации на автомобилях BMW (написано на упаковке).
Расход масла
В двигателях внутреннего сгорания под расходом масла понимается то его количество, которое расходуется вследствие процесса сгорания. Нельзя приравнивать расход масла утечкам масла, происходящим в масляном картере, крышке головки цилиндров и т.д.
Нормальный расход масла получается в результате сгорания небольшого его количества в цилиндрах и его масла вместе с предметами сгорания и трения. К тому же происходит расход масла из-за высоких температур и давления, постоянно воздействующих на двигатель.
Помимо этого на расход масла влияют внешние условия эксплуатации, стиль вождения, а также допуски изготовления. Расход масла не должен превышать 1,5 л на 1000 км.
При опускании масла до уровня «Долить» следует обязательно доливать масло (при этом объем доливаемого масла составляет максимально 1 л).
Источник статьи: http://www.bmwman.ru/3er/E30/power/lubrication/sistema-smazki-dvigatelya
Смазочная система двигателя БМВ 5 Е34
Несмотря на все усилия конструктивного и технологического характера, предпринимаемые BMW для повышения срока службы, безопасности и экономичности выпускаемых автомобилей, регулярная смазка, входящая в состав технического обслуживания, остается одной из основных мер по поддержанию технического состояния автомобиля на высоком уровне.
Условия работы масла
В процессе эксплуатации моторное масло подвергается различным воздействиям При длительной работе двигателя на высоких оборотах или с полной нагрузкой температура масла достигает больших значений, что приводит к его ускоренному окислению кислородом воздуха Продукты окисления увеличивают вязкость масла и могут образовывать лакообразные отложения на верхней части поршней, в канавках поршневых колец и на стержнях клапанов Возможно также закоксовывание тарелок клапанов.
Особенности бензиновых двигателей
Если в цилиндры поступает обогащенная горючая смесь, и при этом от двигателя редко требуется развитие полной мощности или он часто эксплуатируется в непрогретом состоянии (например, при коротких поездках), топливо сгорает не полностью. Продукты неполного сгорания (в том числе само несгоревшее топливо) вызывают образование шлама, кислот и смол. Несгоревший бензин стекает по стенкам цилиндров, смывая с них масляную пленку, и попадает в картер В результате ухудшается смазка цилиндров и поршней, а масло в картере двигателя разжижается, что приводит к ухудшению его смазочных свойств в зависимости от количества попавшего бензина. При сильном разжижении масло следует заменить Резкий стиль вождения (горячий двигатель) приводит к усиленному испарению бензина из масла. Это нужно учитывать в холодное время года, когда доля бензина в масле повышается из-за многочисленных холодных запусков, и чаще контролировать уровень масла.
Вязкость моторного масла
Вязкость масла зависит от температуры. С повышением температуры вязкость уменьшается, что ухудшает сцепление масляной пленки с поверх-
ностью деталей и ее стойкость к выдавливанию. При охлаждении вязкость увеличивается, масло становится менее текучим, возрастает внутреннее трение. Поэтому масло для двигателей должно обладать как можно меньшей зависимостью вязкости от температуры.
При холодном двигателе вязкость должна быть достаточно низкой, чтобы при запуске масло не затрудняло работу стартера и быстро поступало ко всем смазываемым узлам
Для классификации масел по степени вязкости используется система SAE (Society of Automoutive Engineers). Обозначение масла выглядит как SAE 30, SAE 10 и т.д. Высокие индексы SAE присваиваются густым маслам, низкие — жидким. Следует заметить, что по одной вязкости нельзя судить о смазочных свойствах масла.
Всесезонное масло
Для двигателей BMW наряду с сезонными маслами может применяться универсальное (всесезонное) масло. Оно может работать в широком диапазоне температур и использоваться как летом, так и зимой Всесезонное масло изготавливается на основе маловязкого масла (например, 15W) Для стабилизации масла при высоких температурах в него вводят загущающие присадки, в результате чего масло сохраняет свои свойства при любых условиях эксплуатации. При использовании всесезонных масел следует выбирать современные сорта, имеющие широкий диапазон рабочих температур (например. 15W-40. 15W-50). Буква «W» в обозначении по SAE говорит о том, что масло предназначено для использования в зимний период.
Масла с улучшенными антифрикционными свойствами
Данные масла являются всесезонными маслами с антифрикционными присадками, снижающими коэффициент трения. Их использование может давать экономию топлива до 2% В качестве основы используются нетрадиционные (синтетические) масла с низкой вязкостью (например, 10W-30). Приобретая такое масло, обратите внимание, разрешено ли его применение в двигателях BMW
Диапазоны применения масел
Черным выделены масла для дизельных двигателей, белым — масла для бензиновых двигателей. Так как диапазоны применения масел соседних классов SAE перекрываются, кратковременные изменения температуры можно не учитывать. Допускается смешивание масел различных классов вязкости при доливке, когда окружающая температура уже не соответствует вязкости масла, залитого в двигатель.
Использование присадок к маслам, равно как и добавок к топливу — независимо от их назначения — не допускается.
Классификация моторных масел
Для современных двигателей разрешено применение только масел HD. Эти масла содержат разнообразные присадки, улучшающие их свойства. Кроме повышения смазочных и вязкостных свойств, присадки обеспечивают антикоррозионную защиту, уменьшают интенсивность окисления и шламообразование в картере, обладают очищающими и растворяющими свойствами. Очищающие присадки препятствуют образованию отложений в двигателе, растворяя их и поддерживая во взвешенном состоянии вместе с другими загрязнениями, присутствующими в масле, в результате чего они легко удаляются при сливе отработавшего масла. Масла HD классифицируются по системе API (American Petroleum Institute). Этой классификации придерживаются также европейские изготовители. Обозначение группы масла no API состоит из двух букв. Первая буква обозначает область применения: S = Service (масло для бензиновых двигателей), С = Commercial (масло для дизельных двигателей). Вторая буква характеризует свойства масла. Высшими сортами масел по классификации API являются масла SG для бензиновых двигателей и СЕ для дизельных. Внимание: моторные масла, обозначенные изготовителем как дизельные, непригодны для использования в бензиновых двигателях. Существуют универсальные масла, пригодные как для дизельных, так и для бензиновых двигателей. На упаковке этих масел нанесено двойное обозначение (например, SG/CE). Европейские изготовители масел придерживаются также классификации ССМС. которая учитывает особенности европейсхой технологии производства. Масла для бензиновых двигателей в зависимости от свойств разделяются на классы от CCMC-G1 до CCMC-G5. Для дизельных двигателей легковых автомобилей предназначены масла CCMC-PD1 и высококачественное ССМС-Р02.
Рекомендуемые масла для автомобилей BMW 5 серии
BMW предписывает использование следующих масел:
бензиновые двигатели: масло, удовлетворяющее минимальным требованиям класса CCMC-G4 или группы SG по API;
дизельные двигатели: масло, удовлетворяющее минимальным требованиям класса CCMC-G5 или ССМС-Р02
Расход масла
В двигателях внутреннего сгорания под расходом масла понимается то его количество, которое сгорает в цилиндрах при совершении двигателем рабочего цикла. В расход масла не входят утечки через сальники, прокладки и т.д.
Нормальный расход складывается из небольшого количества масла, сгоревшего в цилиндрах, и масла, отведенного вместе с продуктами сгорания и трения. Кроме того, происходит постоянный износ масла под воздействием высоких температур и давлений, присутствующих в двигателе.
На расход масла влияют условия эксплуатации, стиль вождения, а также производственные допуски. Расход масла не должен превышать 1.5 л/1000 км. Масло должно доливаться, когда его уровень опускается до отметки «долить», (максимальный доливаемый объем при этом составляет 1 л).
Схема смазочной системы двигателя
При работе двигателя масло из поддона картера засасывается через маслоприемник шестеренным масляным насосом и подается в масляный фильтр. На выходе масляного насоса установлен редукционный клапан, который открывается при излишнем давлении и позволяет части масла стекать обратно в масляный поддон.
Из центральной полости масляного фильтра очищенное масло подается в главную магистраль. При засорении фильтра масло поступает через перепускной клапан в главную магистраль без фильтрации.
От главной магистрали ответвляются кана1ы для подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала Через сверления в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам, а затем через сверления в шатунах разбрызгивается на поршневые пальцы и стенки цилиндров.
Одновременно по каналам в блоке и головке цилиндров масло поступает к подшипникам распределительного вала и осям коромысел.
Источник статьи: http://automend.ru/bmw-5-e34/bmw-46576-10.m_id-6718.html