Система управления двигателем камаза

Электронная система управления двигателем Камаз

Электронная система управления двигателем КамАЗ обеспечивает:

  • функцию автоматического поддержания постоянной скорости «Круиз — контроль»;
  • возможность контролировать работу двигателя;
  • возможность увеличения средней безопасной скорости движения;
  • улучшение динамики разгона и снижение расхода топлива при трогании с места и движении на скользких участках дорог;
  • выполнение функций ограничения максимальной скорости или ограничения скорости по желанию водителя.

Электронная система управления двигателем КамАЗ содержит:

  • электронный блок управления,
  • электромагнит рейки ТНВД;
  • датчики ( см. рис. Установка датчиков на двигателе ):
  • датчик частоты вращения коленчатого вала;
  • датчик частоты вращения кулачкового вала ТНВД;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • датчик температуры топлива;
  • датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
  • переключатель круиз — контроля/ограничения скорости;
  • переключатель режима диагностики двигателя;
  • кнопку вспомогательной тормозной системы;
  • контрольную лампу диагностики двигателя;
  • педаль подачи топлива;
  • датчик педали тормоза;
  • датчик стояночного тормоза;
  • клапан аварийного останова двигателя;
  • датчик педали сцепления. Расстояние между датчиком педали сцепления 1 и педалью сцепления 2 должно составлять 1,5±0,5 мм, при необходимости расстояние следует регулировать гайкой 4 ( см. рис. Установка датчика педали сцепления ).

Установка датчика педали сцепления
1 — датчик педали сцепления; 2 — педаль сцепления; 3 — кронштейн педали сцепления; 4 — гайка

Установка датчиков на двигателе
1 — датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя; 2 — датчик частоты вращения кулачкового вала ТНВД; 3 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 4 — датчик температуры топлива; 5 — датчик температуры и давления наддувочного воздуха; 6 — жгут системы управления двигателем, 7 — электромагнит рейки ТНВД; 8 — втягивающий электромагнит; I — к электронному блоку управления

Требования безопасности при эксплуатации автомобиля с электронными системами


  1. Во время проведения ремонта или замены элементов электронных систем на автомобиле КамАЗ аккумуляторная батарея должна быть отключена.
  2. Категорически запрещается подключать к блоку управления его электрические разъемы до окончания монтажа системы.
  3. Категорически запрещается подавать напряжение напрямую на контакты блока управления.
  4. Замеры напряжения в системе необходимо производить только соответствующими измерительными приборами! Входное сопротивление измерительного прибора должно составлять не менее 10 Мом.
  5. Разъемы электронного блока управления следует отсоединять и подсоединять к блоку только Тогда, когда ключ замка выключателя приборов и стартера находится в положении «выключено».
  6. Не допускается эксплуатация автомобиля сопротивлением цепи между «минусом» АКБ и разъемом электронного блока более 3 Ом.
  7. При проведении покрасочных работ электронные компоненты системы можно подвергать нагреву в сушильной камере до температуры 95°С в течение непродолжительного времени (до 10 минут), а при температуре в сушильной камере не более 85°С до 2 часов. При этом аккумуляторы необходимо отсоединить.
  8. Смену предохранителей, контрольных ламп и отсоединение/присоединение кабелей и других устройств коммутации производить только при отключенном питании (аккумуляторе) автомобиля.
    При замене предохранителя обязательно использовать предохранитель того же номинала.
  9. Не допускается короткое замыкание выводов электронного блока управления на массовый или положительный полюс источника питания.
  10. Не допускается производить размыкание -смыкание контактного разъема электронного блока управления при включенном источнике питания.

  1. На время выполнения операций окраски в электростатическом поле, подсоединения аккумуляторной батареи к блоку управления двигателем должны быть сняты. Перед тем, как выполнять окраску автомобиля, отсоедините как положительный, так и отрицательный аккумуляторные провода от батареи.
  2. При отсоединении аккумуляторной батареи автомобиля положительный провод должен всегда отсоединяться первым.
  3. Все электрически сочленяемые разъемы до начала окраски должны быть подсоединены. Не подсоединенные разъемы необходимо замаскировать на время процесса окраски.
  4. На время проведения окрасочных работ следует замаскировать табличку с техническими данными на блоке управления двигателем. После окончания окраски все маскировочные материалы надо удалить.

Источник статьи: http://www.bashtehavto.ru/elsist.html

Система управления двигателем

Транспортные газовые двигатели (ТГД) оборудованы электронной системой управления двигателем (ЭСУД) рисунок 34, которая выполняет следующие функции:

— управление запуском и остановом двигателя;

— управление подачей газа на всех режимах работы двигателя;

— управление временем накопления энергии и моментом зажигания;

— поддержание стабильной частоты вращения двигателя на режимах холостого хода;

— ограничение максимальной частоты вращения двигателя;

— поддержание состава рабочей смеси, удовлетворяющего требованиям к экономичности и токсичности отработавших газов;

— защита двигателя при аварийных режимах работы;

— управление двигателем в аварийных режимах;

— централизованная диагностика элементов системы;

— сигнализация об аварийных и критических режимах работы двигателя и системы.

Система управления транспортного газового двигателя (СУ ТГД) состоит из следующих узлов:

— микропроцессорного блока управления «М 20»;

— жгута проводов СУТГДРВ 03.01;

— датчика углового положения коленчатого вала 23.3847;

— датчика фазы 25.3855;

— датчика температуры воздуха во впускном коллекторе 233.3828;

— датчика температуры охлаждающей жидкости 233.3828;

— датчика давления воздуха во впускном коллекторе (40. 250 кПа), 45.3829 М;

— датчика температуры газа 233.3828;

— датчика давления газа (40. 400 кПа), 59.3829;

— привода дроссельной заслонки;

— модуля педального КДБА 453621.001;

— электромагнитного дозатора газа ИВУА.407212.024;

— катушек зажигания Bosch 0221503001;

Рисунок 34 — Принципиальная схема системы управления газового двигателя:

1,2 — турбокомпрессоры; 3 — охладитель наддувочного воздуха; 4 — дроссельная заслонка; 5 — электромагнитный дозатор газа; 6 — фильтр очистки газа; 7 — свеча зажигания; 8 — электропривод дроссельной заслонки; 9 — модуль педальный; 10 — разъем диагностический; 11 — электронный блок управления газовым двигателем (М 20); 12 — катушка зажигания; 13 — колесо датчика фазы; 14 — зубчатый венец противовеса коленчатого вала переднего; 15 — коленчатый вал; 16 — питание 24 В.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Микропроцессорный блок управления «М 20» предназначен для выработки сигналов управления катушками зажигания, приводом дроссельной заслонки, электромагнитными дозаторами газа и электромагнитным клапаном высокого давления на основе информации, получаемой от датчиков ЭСУД, а также определяет неисправности в системе управления и предупреждает о них водителя включением диагностической лампы «Check Engine» (проверь двигатель) в комбинации приборов.

При включении зажигания лампа должна загореться и погаснуть после пуска двигателя. Если лампа не загорится или горит постоянно, в системе управления двигателем возникла неисправность, в этом случае, водителю необходимо обратиться на станцию технического обслуживания для определения и устранения неисправности в работе двигателя.

В качестве прибора системы диагностики работы ЭСУД используется сканер-тестер, который подключается к диагностическому разъему системы управления. Коды неисправностей ЭСУД даны в руководстве по эксплуатации сканер-тестера.

Датчики системы управления служат для получения информации, необходимой для выработки сигналов управления двигателя.

Привод дроссельной заслонки предназначен для управления положением дроссельной заслонки по сигналам от электронной педали.

Электромагнитный дозатор газа ИВУА.407212.024 осуществляет фазированную подачу необходимого количества газа по сигналам блока управления.

Электромагнитный клапан 113.4412010-20 осуществляет отключение подачи газа при выключении системы управления и при аварийных ситуациях.

Жгут проводов соединяет элементы системы управления с электронным блоком, шиной питания и шиной заземления. Применяемые электрические соединители обеспечивают надежность соединений и их защиту от влияния внешних условий. Расположение жгута проводов на установках должно исключать опасность его перелома при вибрации или повреждения острыми или нагретыми частями.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) 23.3847 — индуктивного типа. Установлен на передней крышке двигателя. Датчик представляет собой катушку с магнитным сердечником. Для нормальной работы системы управления необходимо, чтобы зазор между датчиком и зубьями диска составлял 0,5-1,2 мм. Наличие посторонних частиц (загрязнений) в зазоре не допускается. Соединительный кабель датчика должен быть надежно закреплен во избежание его повреждения вращающимися деталями двигателя. При неисправном датчике положения коленчатого вала, повреждениях соединительного жгута эксплуатация двигателя невозможна.

Датчик фазы 25.3855 установлен на картере маховика. На валу 13 (рисунок 6) находится колесо датчика фаз 18 с выступом. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Он выдает контроллеру информацию об угловом положении распределительного вала. Наличие посторонних частиц (загрязнений) в зазоре не допускается. Соединительный кабель датчика должен быть надежно закреплен во избежание его повреждения вращающимися деталями двигателя.

Датчик давления 59.3829 и 45.3829 М (газа в системе питания и абсолютного давления во впускном трубопроводе).

Датчик давления газа в системе питания установлен на корпусе фильтра очистки газа, датчик абсолютного давления воздуха во впускном трубопроводе — за дроссельным пространством впускного трубопровода. По измеренным значениям давлений блок управления определяет количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя и количество газа, необходимое для обеспечения режимов работы двигателя.

Датчик питается стабилизированным напряжением 5В и имеет линейную характеристику зависимости выходного напряжения от величины измеряемого давления. Датчик подключается к жгуту проводов посредством трехконтактной вилки. В системе управления применяются датчики модели 45.3829 М (датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе) и датчик 59.5829 абсолютного давления газа. Нарушение электрических соединений, работоспособности датчиков приводит к сбоям в работе системы управления.

Не допускается повреждение корпусов датчиков давления и повреждения соединительных шлангов (растрескивание, нарушение герметичности, отсутствие хомутов).

Датчики температуры полупроводникового типа и предназначены для определения температурного состояния систем двигателя (система охлаждения, система питания воздухом, система питания газом). В соответствии с измеренным значением температуры электронный блок корректирует значения угла опережения зажигания, положения дросселя и топливоподачи. Датчик температуры охлаждающей жидкости 233.3828 установлен на корпусе термостатов двигателя, датчик температуры воздуха 233.3828 — на передней стенке впускного трубопровода, датчик температуры газа 233.3828 — на корпусе газового фильтра с электромагнитным клапаном. Датчики подключаются к жгуту проводов посредством двухконтактного соединителя.

Неисправность датчиков приводит к нарушениям работы системы управления и снижению мощности двигателя.

УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

СУ ТГД относится к необслуживаемым в эксплуатации изделиям группы II вида I по ГОСТ 27.003 — 90 и не требует подстроек, регулировок и технического обслуживания в процессе эксплуатации.

Срок службы СУ ТГД не менее срока службы изделия.

Ремонт блока управления и блока коммутации должен производиться на предприятии-изготовителе или на специализированных предприятиях по согласованию с предприятием-изготовителем.

Не допускается короткое замыкание выводов контактного разъема блока управления на массовый или положительный полюс источника питания.

Не допускается изменение полярности источника питания на время более 1 минуты.

Источник статьи: http://kama-avtodetal.ru/tehspravochnik/rukovodstvo-po-ekspluatacii-dvigateli-transportnye-gazovye-kamaz/sistema-upravleniya-dvigatelem/

Системы управления двигателями

На двигателях применяются системы управления топливоподачей с механическими или электронными регуляторами.

Применяемые в составе двигателей уровня Евро-2 механические регуляторы рядных ТНВД фирмы БОШ встроены в насос, органы управления ими показаны на рис. 7.34.

7.1.9. Электронная система управления двигателями автомобиля Камаз 6560

Двигатели КАМАЗ 740.37-400 оснащаются электронными системами управления двигателем (ЭСУД), где вместо традиционных ТНВД с механическим регулятором применяются:

— ТНВД фирмы БОШ типа 7100 с электронным регулятором;

— ТНВД ОАО «ЯЗДА» типа 337-23 с электронным регулятором.

ЭСУД предназначена для управления цикловой подачей топлива двигателя в зависимости от режимов работы двигателя, его температурного состояния, регулировочных характеристик и параметров окружающей среды. Система обеспечивает выполнение следующих функций:

— нормирование пусковой подачи топлива;

— коррекция цикловой подачи в зависимости от давления наддувочного воздуха;

— ограничение цикловой подачи топлива при достижении предельной температуры охлаждающей жидкости;

— управление реле блокировки стартера;

— отключение подачи топлива в режиме «горный тормоз»;

— ограничение максимальной скорости автомобиля;

— обеспечение аварийного останова двигателя;

— осуществление диагностических функций и передача диагностической информации через диагностический разъем по линии K-line и CAN;

— индикация о неисправности ЭСУД контрольной лампой «Check Engine»;

— обеспечение взаимодействия с другими системами управления автомобиля;

— обеспечение аварийно-предупредительной сигнализации и защиты и др.

Полный перечень выполняемых ЭСУД функций определяется при проектировании изделия, на котором применен двигатель.

В состав ЭСУД входят:

— электронный блок управления (ЭБУ);

— жгуты проводов в комплекте с датчиками, переключателями и разъемами для подключения устройств диагностирования системы в условиях эксплуатации;

— исполнительные механизмы (привод рейки ТНВД, клапан аварийного останова двигателя).

Элементы ЭСУД и их предназначение на двигателях КАМАЗ с ТНВД типа Р7100

Размещение элементов системы и прокладка моторного жгута проводов представлены на рис. 7.38.

В системе используются следующие элементы:

Датчики частоты вращения коленчатого вала (основной и вспомогательный) 0 281 002 898 ф.«Bosch» индукционные, используются для измерения частоты вращения коленчатого и распределительного валов двигателя. Датчик измерения частоты вращения коленчатого вала устанавливается в отверстие, выполненное в передней крышке. Для формирования сигналов датчика в качестве индуктора применяется специальный передний противовес коленчатого вала с восемью пазами.

Датчик частоты вращения распределительного вала устанавливается в специальное отверстие, выполненное в картере маховика. Для формирования сигналов датчика в качестве индуктора применяется специальное колесо с шестнадцатью пазами.

Датчик температуры охлаждающей жидкости 0 281 002 209 ф.«Bosch» используется для определения температурного состояния двигателя автомобиля Камаз 6560. Устанавливается в отверстие коробки термостатов системы охлаждения двигателя. Сигнал датчика используется в функции ограничения цикловой подачи при превышении допустимой температуры двигателя с выдачей предупреждения на диагностическую лампу и корректировку стартовой подачи топлива в зависимости от температурного состояния двигателя.

Датчик температуры топлива 0 281 002 209 ф.«Bosch» используется для определения температуры топлива, монтируется в специальный корпус клапана, установленный на входе в ТНВД. В зависимости от его сигнала корректируется объём цикловой подачи топлива.

Датчик давления и температуры наддувочного воздуха 0 281 002 576 ф.«Bosch», устанавливаемый в соединительном патрубке, определяет температуру и давление воздуха во впускных коллекторах двигателя. Значения температуры и давления воздуха необходимы для определения массового расхода воздуха.

Электронный блок управления MS6.1 ф.«Bosch» обеспечивает прием и обработку сигналов датчиков и переключателей, передаваемой информации по шине CAN. ЭБУ анализирует всю поступающую информацию о режимных параметрах, состоянии двигателя и автомобиля Камаз 6560 , обрабатывает ее в соответствии с заданными алгоритмами и управляет рейкой ТНВД, обеспечивая при этом впрыскивание строго дозированных порций топлива. Через шину CAN возможен обмен сигналами с другими системами автомобиля, через K-line осуществляется диагностика системы.

Электронный блок управления устанавливается в кабине автомобиля Камаз 6560.

Исполнительными механизмами системы являются электромагнит перемещения рейки ТНВД и втягивающий электромагнит 24В клапана аварийного останова двигателя.

Электромагнит рейки ТНВД с датчиком положения служат для установки рейки ТНВД в положение, соответствующее заданному режиму работы двигателя. Конструкция и характеристики электромагнита обеспечивают высокую точность и быстродействие, обеспечивая регулирование двигателя в зависимости от условий работы.

Втягивающий электромагнит 24В клапана аварийного останова двигателя служит для прекращения подачи топлива в ТНВД при возникновении аварийных ситуаций (например, заклинивание рейки ТНВД, чрезмерное превышение частоты вращения коленчатого вала и т.д.). Устанавливается в специальный корпус клапана вместе с датчиком температуры топлива.

Педаль подачи топлива ф.«ТеlеflехМоrsе» устанавливается в кабине изделия и служит для выбора требуемого режима работы двигателя водителем. Сигнал выходного напряжения передается в электронный блок управления, где он преобразуется в значение цикловой подачи топлива.

Контрольная лампа диагностики двигателя (лампа «Check Engine»), установленная на щитке приборов в кабине автомобиля, служит для контроля работы двигателя и выдачи кодов неисправности — блинк-кодов.

После включения зажигания тестируется лампа диагностики двигателя, в ходе которого она загорается на три секунды. Если лампа диагностики продолжает гореть, либо она загорается при работе двигателя, это означает, что в ЭСУД возникла неисправность и для ее устранения необходимо обратиться в сервисный центр. Информация о неисправностях хранится в ЭБУ и может быть прочитана либо при помощи диагностического прибора, либо при помощи лампы диагностики. После устранения неисправности лампа диагностики гаснет.

Рис. 7.38. Установка жгута проводов на двигателе с рядным ТНВД «Bosch»: I- патрубок соединительный; II — корпус водяных каналов; III — крышка блока цилиндров передняя; IV — картер маховика; V — корпус клапана; VI — топливный насос высокого давления. 1 — датчик температуры топлива; 2 — втягивающий электромагнит; 3 — противовес коленчатого вала передний; 4 — датчик частоты вращения коленчатого вала (основной); 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 — датчик частоты вращения распределительного вала (вспомогательный); 7 — колесо датчика оборотов; 8 — датчик давления и температуры наддувочного воздуха; а — разъем электронного регулятора ТНВД.

Установленный в кабине изделия включатель режима диагностики имеет три положения — среднее (фиксированное), верхнее и нижнее (нефиксированные). В верхнем и нижнем положении электронный блок управления двигателем находится в режиме диагностики.

Диагностика двигателя автомобиля Камаз 6560 проводится нажатием и удерживанием включателя в верхнем или нижнем нажатом положении более 2 секунд. После отпускания включателя лампа диагностики промигает блинк-код неисправности двигателя в виде нескольких длинных вспышек (первый знак блинк-кода) и нескольких коротких вспышек (второй знак блинк-кода).

При следующем нажатии на включатель лампа будет мигать блинк-код следующей неисправности. Таким образом, выводятся все неисправности, хранящиеся в электронном блоке. После вывода последней запомненной неисправности блок начинает заново выводить первую неисправность.

Для стирания выводимых лампой диагностики блинк-кодов неисправностей из памяти блока управления при нажатом включателе режима диагностики включите зажигание и после этого удерживайте включатель режима диагностики еще около 5 секунд.

Пример — при физической ошибке датчика температуры наддувочного воздуха (блинк-код 32) лампа диагностики промигает 3 длинные вспышки, пауза, 2 короткие вспышки.

Перечень возможных ошибок и неисправностей, их блинк-коды и рекомендуемые действия при этом приведен далее в таблице 7.4.

Возможные неисправности, их коды и способы устранения

Источник статьи: http://www.remkam.ru/kamaz6560-9/

Читайте также:  Toyota двигатели 1zz fe 2zz ge 3zz fe 4zz fe
Оцените статью
Все про машины