Общее описание системы впрыска топлива Рено Меган
Общее описание системы впрыска топлива
СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНОГО ВПРЫСКА SIEMENS-FENIX 3
Модели 1.4 л (двигатели E7J) оборудованы системой центрального впрыска топлива Siemens-Fenix 3 с корпусом дросселя Bosch. Система включает в себя каталитический преобразователь и систему улавливания паров топлива.
Топливоподкачивающий насос подает топливо от бака к инжекторам, через фильтр, установленный в задней части автомобиля. Давление подачи топлива управляется регулятором давления, который установлен в сборке корпуса дросселя.
Система электрооборудования управления состоит из электронного блока управления (ECU), наряду со следующими датчиками.
a) Потенциометр дроссельной заслонки — предоставляет электронному модулю управления информацию о положении дроссельной заслонки и степени ее открытия.
b) Датчик температуры охлаждающей жидкости — предоставляет электронному модулю управления информацию о температуре двигателя.
с) Датчик температуры входного воздуха — предоставляет электронному модулю управления информацию о температуре воздуха, проходящего через корпус дросселя.
d) Лямбда-датчик — предоставляет электронному модулю управления информацию о содержании кислорода в отработавших газах.
e) Микровыключатель (включен в шаговый мотор регулировки оборотов холостого хода) — предоставляет электронному модулю управления информацию о закрытии дроссельной заслонки (то есть когда отпущена педаль газа).
f) Датчик скорости/положения коленвала — предоставляет электронному модулю управления информацию об оборотах двигателя и положении коленвала.
g) Датчик давления в рулевом гидроусилителе — предоставляет электронному модулю управления информацию о применении насоса рулевого гидроусилителя, модуль увеличивает обороты холостого хода.
h) Датчик детонации — предоставляет электронному модулю управления информацию о нагрузке двигателя, контролируя давление во впускном трубопроводе.
f) Клапан рециркуляции пара — управляется системой рециркуляции топливных паров.
Вся приведенная выше информация анализируется ECU, который затем корректирует момент зажигания и подачу топлива в двигатель. ECU управляет работой инжекторов, изменяя длительность впрыска (период, в течение которого инжектор открыт), чтобы обогатить или обеднить смесь по мере необходимости. ECU постоянно корректирует пропорцию смеси, обеспечивая наилучшую работу двигателя в различных режимах.
ECU регулирует также обороты холостого хода посредством шагового мотора, установленного в корпус дросселя. Толкатель мотора упирается в кулачок на оси дроссельной заслонки. Когда дроссельная заслонка закрыта (педаль газа не нажата), ECU использует мотор, чтобы менять положение дроссельной заслонки и, таким образом, регулировать обороты холостого хода.
ECU также управляет работой систем рециркуляции отработавших газов и улавливания паров топлива.
Если один из датчиков выходит из строя ECU активизирует блок исходной памяти, содержащий регламентированные значения всех факторов. В этом случае ECU игнорирует неправильный сигнал датчика и заменяет его взятой из блока памяти величиной. Если ECU обращается в блок исходной памяти, на приборной панели загорается контрольная лампа и в памяти ECU сохраняется соответствующий код неисправности.
Если загорелась контрольная лампа, при первой возможности обратитесь на СТО Renault, который выполнит полную диагностику системы управления двигателем с помощью специального электронного тестера (XR25), который просто включается в диагностический разъем (установлен на блоке предохранителей на приборной панели).
Выключатель отсечки топлива встроен в систему впрыска топлива. В случае аварии выключатель отключает подачу энергии к топливному насосу, предотвращая таким образом разлив топлива при разрыве топливопроводов.
Полупоследовательная система распределенного впрыска Siemens-Fenix 5
Двигатели К7М оборудованы полупоследовательной распределенной системой впрыска топлива с корпусом дросселя Pierburg. В основном эта система подобна системе с центральным впрыском, описанной в предыдущих параграфах, за исключением того, что во впускном трубопроводе имеются четыре инжектора (по одному на цилиндр). Все инжекторы питаются от общей топливной магистрали, оснащенной регулятором давления топлива.
В системе полупоследовательного впрыска инжекторы работают попарно (1 и 4, а затем 2 и 3). За один оборот двигателя в каждый цилиндр топливо впрыскивается один раз, то есть в течение полного 4-тактного цикла топливо впрыскивается в цилиндры дважды.
В системе имеется клапан рециркуляции отработавших газов.
На моделях с автоматической трансмиссией, информация от датчиков на трансмиссии посылается к электронному модулю управления для обработки, чтобы определить наиболее эффективные параметры для двигателя.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННОГО ВПРЫСКА SIEMENS-FENIX 5
Двигатели F3R и F7R оборудованы последовательной распределенной системой впрыска с корпусом дросселя Solex (F3R) или Magneti Marelli (F7R). Эта система наиболее подобна системе с центральным впрыском, описанной ранее, за исключением того, что в ней имеются четыре инжектора (по одному на цилиндр), установленные непосредственно во впускном трубопроводе или в головке блока цилиндров. Все инжекторы питаются от общей топливной магистрали, в которой также имеется регулятор давления топлива.
В системе последовательного впрыска инжекторы работают по отдельности. Комбинированным сигнал от датчиков положения распредвала и скорости/положения коленвала используется электронным модулем управления для определения оборотов двигателя, положения коленвала и стадии работы цилиндра. А информация об оборотах двигателя и положении поршня относительно ВМТ поступает от датчика скорости/положения коленвала; информация о том. который из двух поршней находится в ВМТ на ходе сжатия, поступает от датчика положения распредвала. На основании этих данных электронный модуль управления способен определить момент начала впрыска топлива для каждого цилиндра в отдельности. Другая информация от дополнительных датчиков позволяет электронному модулю управления вычислять время открытого состояния инжектора в зависимости от температуры, оборотов и нагрузки двигателя.
На моделях с двигателем F7R в систему также включен клапан рециркуляции отработавших газов. Информацию о нем см. в Части С этой Главы.
На моделях с двигателем F7R, чтобы обеспечить необходимый поток входного воздуха на низких оборотах двигателя для получения достаточного вращательного момента, и на высоких оборотах для получения достаточной мощности, используется двухпоточный впускной трубопровод. Т.е. имеются два отдельных, параллельно работающих, впускных воздуховода, управляемых заслонкой и электромагнитным блоком. В зависимости от оборотов двигателя, будет открыт или закрыт один из двух впускных воздуховодов, обеспечивая требуемый воздушный поток во всех эксплуатационных режимах.
Источник статьи: http://automend.ru/renault-megane/renault-25760-10.m_id-1888.m_id2-1889.html
Система топливоподачи Рено Меган 2
В системе топливоподачи без ветви возврата топлива в бак давление подачи топлива не зависит от нагрузки двигателя.
Рис. 1. Функциональная схема системы подачи топлива: 1 – рампа; 2 – топливопровод; 3 – регулятор давления; 4 – насос; 5 – топливный фильтр; 6 – адсорбер системы улавливания паров бензина
В состав системы питания входят элементы следующих подсистем:
— подачи топлива, включающей в себя топливный бак, электробензонасос с фильтром, регулятор давления топлива, трубопроводы и топливную рампу с форсунками;
— системы подачи воздуха, состоящей из воздухоподводящего рукава, воздушного фильтра, дроссельного узла, регулятора холостого хода;
— улавливания паров топлива, в которую, входят адсорбер, клапан управления и соединительные трубопроводы.
Функциональное назначение подсистемы подачи — обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах.
Двигатели оборудованы электронной системой управления двигателем с распределенным впрыском топлива.
В системе распределенного впрыска функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены.
Воздух подается подсистемой воздушной подачи, состоящей из дроссельного узла, а необходимое в каждый момент работы двигателя количество топлива впрыскивается форсунками во впускную трубу.
Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов.
Управляет системой впрыска топлива (а также системой зажигания) электронный блок, непрерывно контролирующий с помощью соответствующих датчиков нагрузку двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах двигателя.
Система улавливания паров топлива предотвращает выход из системы питания в атмосферу паров топлива, неблагоприятно влияющих на экологию окружающей среды.
В системе применен метод поглощения паров угольным адсорбером.
Пары топлива из топливного бака по трубопроводу постоянно отводятся и накапливаются в адсорбере, заполненном активированным углем (адсорбентом).
При работе двигателя происходит регенерация (восстановление) адсорбента продувкой адсорбера свежим воздухом, поступающим в систему под действием разрежения, передаваемого по трубопроводу из ресивера в полость адсорбера при открывании клапана.
Величина открытия клапана, а, следовательно, и интенсивность продувки адсорбера зависят от угла открытия дроссельной заслонки и определяются разрежением, которое возникает в полости ресивера работающего двигателя.
Пары топлива из адсорбера по трубопроводу поступают в ресивер двигателя и сгорают в цилиндрах.
Неисправности системы улавливания паров топлива влекут за собой нестабильность холостого хода, остановку двигателя, повышенную токсичность отработавших газов и ухудшение ходовых качеств автомобиля.
Основным датчиком для обеспечения оптимального процесса сгорания является датчик концентрации кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд).
Он установлен на выпускном коллекторе двигателя и совместно с электронным блоком и форсунками образует контур корректировки состава топливовоздушной смеси, подаваемой в двигатель
По сигналам датчика блок управления двигателем определяет количество несгоревшего кислорода в отработавших газах и соответственно оценивает оптимальность состава топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя в каждый момент времени.
Зафиксировав отклонение состава от оптимального 1:14 (соответственно топливо и воздух), обеспечивающего наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора отработавших газов, блок управления с помощью форсунок изменяет состав смеси.
В результате контур управления составом топливовоздушной смеси является замкнутым.
На автомобиле установлены два датчика концентрации кислорода: первый — на выпускном коллекторе, второй — после каталитического нейтрализатора.
Первый датчик является управляющим (ориентируясь на его сигнал, ЭБУ корректирует подачу топлива), а второй — диагностическим (ориентируясь на его сигнал, ЭБУ оценивает эффективность работы каталитического нейтрализатора)
Топливный бак, формованный из бензостойкой пластмассы, установлен под полом кузова в его задней части. для того чтобы пары топлива не попадали в атмосферу, бак соединен трубопроводом с адсорбером.
Во фланцевое отверстие в верхней части бака устанавливают электрический топливный насос.
Из насоса топливо через регулятор давления подается в топливный фильтр, установленный на торце топливного бака, и оттуда поступает в топливную рампу двигателя, закрепленную на впускной трубе.
Из топливной рампы топливо впрыскивается форсунками во впускную трубу.
Топливопроводы системы питания представляют собой трубки, соединяющие между собой различные элементы системы.
Шланги системы питания изготовлены по особой технологии из маслобензостойких материалов.
Применение шлангов, отличающихся по конструкции, может привести к отказу системы питания, а в некоторых случаях и к пожару.
В соединениях трубопроводов с элементами системы питания применяют круглые уплотнительные кольца.
Использование уплотнений другой конструкции запрещено.
Модуль топливного насоса включает в себя электрический насос, фильтр тонкой очистки топлива, регулятор давления топлива и датчик указателя уровня топлива.
Модуль топливного насоса обеспечивает подачу топлива и установлен в топливном баке, что снижает возможность образования паровых пробок, так как топливо подается под давлением, а не под действием разрежения.
Топливный насос погружного типа, с электроприводом, роторного типа.
Насос неразборной конструкции ремонту не подлежит, при выходе из строя его надо заменить.
Рампа 9 (рис. 6) форсунок представляет собой литую пустотелую деталь со штуцерами для установки форсунок и со штуцером 6 для присоединения топливопровода высокого давления.
Форсунки уплотнены в гнездах резиновыми кольцами и закреплены пружинными фиксаторами.
Рампа с форсунками в сборе вставлена хвостовиками форсунок в отверстия впускной трубы и закреплена двумя болтами.
Форсунки прикреплены к рампе, из которой к ним подается топливо, а своими распылителями входят в отверстия впускной трубы.
В отверстиях рампы и впускной трубы форсунки уплотнены резиновыми уплотнительными кольцами 1 и 3 (рис. 7).
Форсунка предназначена для дозированного впрыска топлива в цилиндр двигателя и представляет собой высокоточный электромеханический клапан.
Топливо под давлением поступает из рампы по каналам внутри корпуса форсунки к запорному клапану.
Пружина поджимает иглу запорного клапана к конусному отверстию пластины распылителя, удерживая клапан в закрытом положении.
Напряжение, подаваемое от блока управления двигателем через штекерные выводы 2 на обмотку электромагнита форсунки, создает в ней магнитное поле, втягивающее сердечник вместе с иглой запорного клапана внутрь электромагнита.
Конусное кольцевое отверстие в пластине распылителя открывается, и топливо впрыскивается через диффузор корпуса распылителя во впускной канал головки блока цилиндров и далее в цилиндр двигателя.
После прекращения поступления электрического импульса пружина возвращает сердечник и иглу запорного клапана в исходное состояние — клапан запирается. Количество топлива, впрыскиваемого форсункой, зависит от длительности электрического импульса.
Регулятор давления топлива установлен на топливной рампе (может устанавливаться в топливном модуле) и предназначен для регулирования давления топлива в топливной рампе в зависимости от разрежения воздуха во впускном коллекторе.
Избыток топлива из топливной рампы через клапан регулятора давления топлива по возвратному трубопроводу возвращается в топливный бак.
Воздушный фильтр установлен в левой части моторного отсека.
Фильтрующий элемент воздушного фильтра бумажный, плоский, с большой площадью фильтрующей поверхности.
Дроссельный узел (рис. 11) представляет собой простейшее регулирующее устройство и служит для изменения количества основного воздуха, подаваемого во впускную систему двигателя.
Он установлен на входном фланце впускного коллектора. На входной патрубок дроссельного узла надет патрубок корпуса воздухозаборной камеры.
В состав дроссельного узла входит шаговый электродвигатель управления дроссельной заслонкой.
Механическая связь дроссельного узла с педалью управления дроссельной заслонкой отсутствует.
Так называемая «электронная педаль управления дроссельной заслонкой передает информацию о степени нажатия на педаль электронному блоку управления двигателем, который, в свою очередь, с учетом скорости автомобиля, включенной передачи, нагрузки двигателя и частоты вращения коленчатого вала открывает дроссельную заслонку на необходимый угол.
Неисправности, связанные с системой впрыска топлива
На автомобилях применяется система распределенного впрыска топлива. Распределенным впрыск называется потому, что топливо впрыскивается в каждый цилиндр отдельной форсункой.
Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших газов при улучшении ходовых качеств и топливной экономичности автомобиля.
В системе впрыска топлива двигателя с обратной связью в системе выпуска установлены каталитический нейтрализатор отработавших газов и два датчика концентрации кислорода, которые и обеспечивают обратную связь.
Датчики отслеживают содержание кислорода в отработавших газах, а электронный блок управления по их сигналам поддерживает такое соотношение воздуха и топлива, при котором нейтрализатор работает наиболее эффективно.
Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
Аккумуляторную батарею отсоединяйте только при выключенном зажигании. Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.
Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.
При зарядке отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля. Не допускайте нагрева электронного блока управления (ЭБУ) выше 65°С в рабочем состоянии и выше 80°С в нерабочем (например, в сушильной камере после покраски).
Если эта температура будет превышена, надо снять ЭБУ с автомобиля. Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему разъемы жгута проводов при включенном зажигании.
Перед выполнением электродуговой сварки на автомобиле отсоедините провода от аккумуляторной батареи и разъемы проводов от ЭБУ. Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром, внутреннее сопротивление которого не менее 10 МОм
Электронные узлы, применяемые в системе впрыска, рассчитаны на очень малое напряжение, поэтому их легко может повредить электростатический разряд.
Чтобы не допустить повреждений ЭБУ электростатическим разрядом:
– не прикасайтесь руками к штекерам ЭБУ или электронным компонентам на его платах;
– при работе с программируемым постоянным запоминающим устройством (ППЗУ) блока управления не дотрагивайтесь до выводов микросхемы. При работе в дождливую погоду не допускайте попадания воды на электронные компоненты системы впрыска топлива.
Проверку системы впрыска проведите в следующем порядке
Проверьте соединение с «массой» двигателя и аккумуляторной батареи.
Проверьте регулятор давления, топливный фильтр и топливный насос.
Проверьте предохранители и реле включения элементов системы впрыска.
Проверьте надежность контактов колодок с проводами элементов системы впрыска.
Источник статьи: http://avtomechanic.ru/reno-megan-2/silovaya-ustanovka/osobennosti-toplivnoj-sistemy-reno-megan-2