Стояночный тормоз автомобиля это что

Ручник: описание,устройство,принцип работы,эксплуатация.

Стояночный тормоз

Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе «ручник» ) является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля. В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН РУЧНОЙ ТОРМОЗ

Прежде чем говорить о том, нужно использовать ручной механизм или делать это не обязательно, следует понять для чего он вообще нужен. К сожалению, многие начинающие водители недооценивают значение данного механизма до тех пор, пока дело не дойдет до сдачи экзаменов в ГИБДД. Ученик садится в машину, набрасывает ремень безопасности, регулирует сидение и зеркала, выжимает сцепление и включает первую передачу. И на этом весь экзамен может закончиться. Ведь машина, если она не была поставлена на ручник, и при этом находится на наклонной поверхности, непременно покатится назад. Вот и все, экзамены придется пересдавать.

Но это лишь первая и далеко не последняя злая шутка, которую может преподнести ручной тормозной механизм. Если в машине отсутствует водитель, а она при этом не поставлена на ручник, автомобиль может своевольно поехать в том направлении, куда наклоняется плоскость под ним. О последствиях можно только догадываться.

Читайте также:  Пыльник рулевой тяги fiat doblo

Ручник выполняет функцию блокировки колес. Причем, это действие будет продолжаться до тех пор, пока автомобиль не будет снят с него. Как известно, основная тормозная система автомобиля прекращает свое воздействие на колеса, как только убирается нога с тормоза. Такое воздействие ручника на задние колеса автомобиля обусловлено особенностями механизма.

Устройство стояночного тормоза

механизм, приводящий тормоз в действие (педаль или рычаг) К основным элементам ручника относятся:

  • тросы, каждый из которых воздействует на основную тормозную систему, приводя к торможению

В конструкции тормозного привода ручника используются от одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными механизмами, второй — с рычагом.

Тросы соединяются с элементами стояночного тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.

ПРИНЦИП РАБОТЫ РУЧНИКА

Наиболее наглядно и доступно можно показать механизм работы ручника на примере тормозного механизма с механическим приводом. Хотя на сегодняшний день существуют более сложные и технологичные их виды.

При использовании ручника следует потянуть управляющий рычаг на себя. Рычаг имеет храповое колесо, обеспечивающего фиксацию рычага в рабочем положении. При этом передается усилие на тросы, связывающие рычаг с тормозным механизмом задних колес. Наиболее распространенными являются механизмы из трех тросов, но они могут иметь два или один трос. В системе присутствует такая деталь, как уравнитель. С ее помощью центральный трос связывается с боковым. В результате усилие распределяется равномерно на правое и левое колесо.

Основные элементы тормоза с тросами соединяются при помощи регулируемых наконечников. Их применение значительно упрощает обслуживание, и позволят при необходимости регулировать узлы без замены основных составляющих. Без труда осуществляется подтяжка ручного тормоза.

Тросы соединяются с рычагами фрикционных механизмов. При передаче усилия на рычаги, они разводят тормозные колодки и прижимают их к барабанам тормозной системы. Для того чтобы разблокировать колеса, достаточно опустить рычаг ручного тормоза, и система придет в исходное, нерабочее положение.

КАК ПРОВЕРИТЬ РУЧНИК

Перед тем как приступать к достаточно трудоемким работам по подтягиванию ручника, нужно проверить, действительно ли имеется в этом необходимость. Провести диагностику стояночного тормоза можно при помощи специального стенда в сервисном центре, но есть и «народные» методы. Самый простой способ проверить ручник – это вывесить одно из задних колес автомобиля, поставить автомобиль на ручник и попытаться вручную покрутить колесо. Если колесо прокручивается, значит, стояночный тормоз неправильно работает и требуется, скорее всего, регулировка или замена троса. Есть еще один способ проверить ручник автомобиля, но он более «жестокий» по отношению к тормозным колодкам автомобиля и другим элементам тормозной системы. Способ заключается в том, что автомобиль ставится на ручник, после чего включается первая передача и давится педаль газа в пол. Если ручник хорошо держит машину, она слегка дернится и сразу заглохнет.

КАК ПОДТЯНУТЬ РУЧНИК

Процесс регулировки ручника обычно не сильно отличается от машины к машине. Может быть одно ключевое отличие – регулировка проводится под машиной или из салона. Больше распространен первый вариант, поэтому он и будет рассмотрен более подробно. Чтобы подтянуть ручник из-под автомобиля, необходимо: Поднять ручник на 2-3 щелчка (в зависимости от модели автомобиля данный показатель может разниться); Воспользоваться домкратом, чтобы приподнять машину. Также можно использовать смотровую яму, чтобы проводить работы было удобнее; Ослабить затяжную гайку на регулировочном узле.

Вращая другую гайку, натягивайте трос. Со временем вы заметите, что тормозящее усилие на свешенном колесе станет больше. Когда его нельзя будет прокрутить руками, это говорит о том, что трос достаточно натянут; Далее опустите в салоне ручник, чтобы проверить, будет ли при его подобном положении колесо прокручиваться без трудностей; Если все нормально, попробуйте вновь поднять ручник, рекомендуется провести такие тестирования несколько раз; Далее остается затянуть контргайку, и на этом процесс подтягивания ручника можно считать завершенным. Как отмечалось выше, происходить регулировка ручника может из салона автомобиля. Главная сложность в таком случае – это добраться до нужных регулировочных элементов. Чаще всего, чтобы добраться до регулировочной гайки, достаточно снять панель, которая прикрывает отсек ручника.

Эксплуатация ручного тормоза

В заключении дадим пару советов по эксплуатации ручника.

Необходимо всегда проверять положение ручника перед началом движения. Ехать на ручнике не рекомендуется, это может привести к повышенному износу и перегреву тормозных колодок и дисков.

А можно ли ставить машину на ручник зимой? Этого делать также не рекомендуется. В зимний период грязь со снегом налипает на колеса и при сильном морозе даже кратковременная остановка может привести к замерзанию тормозных дисков с колодками. Движение автомобиля станет невозможным, а применение силы может привести к серьезным поломкам.

В автомобилях с автоматической коробкой передач, несмотря на режим «паркинг», рекомендуется использовать также и ручник. Во-первых, это позволит продлить срок службы механизма «паркинга». А во-вторых, избавит водителя от внезапного отката машины в ограниченном пространстве, что, в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям в виде наезда на соседнюю машину.

ПРИНЦИП РАБОТЫ РУЧНОГО ТОРМОЗА НА ДИСКОВЫХ ТОРМОЗАХ

Дисковый тормоз устанавливается на многих автомобилях из-за простоты и надежности системы. Принцип работы ручного тормоза на дисковых тормозах напоминает принцип, используемый в велосипеде. В зависимости от моделей автомобиля, тормозные диски и вся система в целом могут иметь разную конструкцию. Но чаще всего встречается однопоршневый тип конструкции, то есть плавающий суппорт. Сжимая ротор, он оказывает гидравлическое воздействие. Вот основные составляющие дисковой тормозной системы:

  • суппорт, дополненный поршнем;
  • колодки;
  • ротор, крепящийся к ступице.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РУЧНОГО ТОРМОЗА

Не следует более двух недель оставлять машину на ручнике, особенно на улице. Влажный воздух может стать причиной коррозии, и колодки «прикипят» к колесным дискам или барабанам.

Нужно хотя бы раз в месяц проверять исправность ручника. Тросы могут растянуться, и ручник не будет работать должным образом. Если это произошло, необходимо будет подтянуть ручной тормоз.

Источник статьи: http://seite1.ru/xodovaya-chast/ruchnik-opisanieustrojstvoprincip-rabotyekspluataciya/.html

Стояночный тормоз: особенности устройства и возможные неисправности

10 Super (AM3) G10

Стояночный тормоз, который в обиходе называемый ручником, находит применение во всех современных автомобилях. Кроме того что система этого тормоза позволяет парковать автомобиль даже на площадках с уклоном, так еще и выступает в роли аварийного (запасного) тормоза. При этом ручник по своей сути является продолжением имеющейся в автомобиле или мотоцикле гидравлической тормозной системы. Неисправности у них могут быть схожими, но это лишь первое впечатление. Давайте разберемся, как работает ручной тормоз, какие компоненты включает в себя система ручника, а также какие поломки характерны для такой системы.

Немного о функциях ручника

Главной функцией ручного тормоза является удержание транспортного средства на одном месте в течение продолжительного времени. Вторая функция: обеспечение торможения в случаи аварии или же экстренного торможения. По сути, ручник одновременно является еще и притормажиющим устройством. Он может не только спасти водителя и его пассажиров в экстренной ситуации, но и попросту помогает нормально парковать транспортное средство.

В спортивных авто ручной тормоз также может быть использован для осуществления особенно резких поворотов . На таком транспорте рычаг тормоза располагается отнюдь не тем же образом, что в транспорте городского типа. К слову, на некоторых грузовиках и даже внедорожниках ручник может выглядеть вполне обыденно, но вот на деле он взаимодействует не с колесами, а с автомобильной трансмиссией. Здесь тонкости кроются в деталях. Давай разберем некоторые моменты.

Устройство ручника

Говоря об устройстве стояночного тормоза, мы не будем уделять много внимания каждому из элементов, коих в ручнике не менее пятнадцати. Грамотному автолюбители достаточно знать как минимум об основных элементах такого тормоза. К ним относят:

  • Приводной механизм – педаль или рычаг;
  • Система тросов, воздействующих на тормоз – один, два или три троса.

Наиболее востребованные системы ручного тормоза используют три троса. Два из них являются задними и лишь один передним. Первые соединяются непосредственно с механизмами тормоза, тем временем как последний трос – с рычагом или педалью. Соединение тросов реализовано посредством регулируемых наконечников . Каждый из тросов на концах имеет регулировочные гайки, которые нужны для регулирования длины привода. Снимая автомобиль с ручника, водитель приводит в действие возвратную пружина. Она располагается на переднем тросе, иногда на уравнителе, а в отдельных случаях и прямо на тормозном механизме.

Ручник в автомобиле с дисковым тормозом

Запчасти на mazda 2

Запчасти на mazda 3

Наиболее распространенные системы с дисковыми тормозами могут использовать ручники одной из трех систем. Здесь сложно говорить о достоинствах и недостатках – каждая из система приспособлена к конкретным тормозам и лучше всего взаимодействует именно с ними. Стояночного тормоза подразделяют на:

  • Винтовые;
  • Барабанные;
  • Кулачковые.

Винтовая система нашла применения в дисковых тормозах, оборудованных только одним поршнем. Управление поршнем осуществляется посредством вкрученного винта. Винт вращает за счет рычага, от которого протянут трос. В чуть более сложной кулачковой системе манипуляции над поршнями тормозных систем осуществляется при помощи толкателя, приводимого в действие кулачком. Он также соединяется с рычагом ручного тормоза при помощи троса. Как только кулачок проворачивается, толкатель и, следовательно, поршень начинают перемещаться. Барабанная же система нашла применение в тормозах, оборудованных несколькими поршнями.

Виды стояночных тормозов

В отдельном материале мы уже рассматривали устройство автомобильной тормозной системы. Ручнику там было уделено не так уж много внимания, но все же было описано его принципиальное устройство. Ключевым элементом ручного тормоза является привод. Он может быть следующим:

  1. Механический;
  2. Гидравлический;
  3. Электромеханический, иначе называемый EPB.

Наиболее простым приводом является механический . Он же и самый распространенный – рычаг стояночного тормоза с механическим приводом можно видеть в большинстве автомобилей. Управление стояночным тормозом осуществляется как раз посредством этого рычага. За счет натяга тросов блокируются колеса, что и позволяет снизить скорость автомобиля или не дать колесам прокручиваться на стоянке. Более сложный ручник с гидравлическим приводом встречается намного реже. Конструктивно наиболее сложный электромеханический стояночный тормоз, иначе называемый просто EPB, состоит из таких элементов:

  1. Тормозной механизм;
  2. Устройство привода;
  3. Система управления (электронная).

Привод электрический. Включает в себя ременную передачу, электрический двигатель, планетарный редуктор и винтовой привод. Как только электродвигатель включается в работу, он через ременной привод передает вращение планетарному редуктору. Последний задействует винтовой привод. Планетарный редуктор позволяет сделать всю систему менее шумной и более легкой. Как у в случае со всеми механизмами ручника, электромеханический стояночный тормоз воздействует на поршни тормозной системы.

Подробнее об электромеханическом ручном тормозе

Продолжая тему устройства EPB, затронем и электронный блок управления. Он включает в себя непосредственно блок управления, входные датчики и исполнительный механизм. Управление передачей входных сигналов к блоку осуществляется минимум тремя элементами управления – кнопками на центральной автомобильной консоли, интегрированным датчиком уклона и вынесенным на привод сцепления датчиком педали сцепления. Сам блок, получив сигнал, отдает команду испольным устройствам, как-то электродвигателю привода.

Характер работы EPB циклический , то есть устройство то выключается, то снова включается. Включение может осуществляться уже упомянутыми кнопками на автомобильной консоли, а вот выключение автоматизировано – стоит транспорту двинуться с места, как ручник выключится. Впрочем, зажав педаль тормоза, может выключить EPB нажатием соответствующей кнопки. Блок управления EPB при сбросе тормоза анализирует следующие параметры: положение педали сцепления, а также скорость ее отпускания, положение педали газа, уклон транспортного средства. Благодаря учету этих параметров система может выключаться своевременно – риск отката автомобиля, к примеру, на уклоне становится нулевым.

Наиболее удобна и вместе с тем эффективна электромеханическая EPB на автомобилях с автоматической коробкой передач. Она хорошо себя показывает при эксплуатации транспортного средства в крупных городах, где чередование стартов и остановок происходит очень часто. Продвинутые системы имеют специальную управляющую кнопку «Auto Hold», нажатием которой можно осуществлять временную остановку без риска отката автомобиля. Это полезно в уже упомянутом городе – водителю будет достаточно нажать эту кнопку вместо постоянного удерживания педали тормоза в нижнем положении.

Конечно, продвинутый электромеханический стояночный тормоз кажется футуристичным и крайне удобным. На деле есть минимум 3 недостатка, которые отрицательно сказываются на популярности EPB. Но затронем также и достоинства системы:

  • Достоинства: компактность, предельная простота в эксплуатации, отсутствие необходимости в регулировке, автоматическое выключение при старте, решение проблемы отката автомобиля;
  • Недостатки: дороговизна, зависимость от заряда аккумулятора (если он полностью разряжен, снять авто с ручника не получится), невозможность регулировки усилия торможения.

Основной недостаток EPB проявляется лишь в определенных условиях. Если автомобиль долго простаивает, аккумулятор успеет разрядиться – в этом нет никакой тайны. Для владельцев рабочего городского автомобиля такая проблема является редкой, но если транспорт и впрямь нужно оставить на стоянке на какое-то время, придется или обзавестись зарядным устройством , или поддерживать заряд аккумулятора. Что до надежности, то практика показала, что EPB уступает более привычным ручникам по данному параметру, но лишь незначительно.

Неисправности стояночного тормоза

Достаточно простое устройство тормозной системы в итоге стало ее слабостью – множество не самых надежных элементов делают всю систему ненадежной. Конечно, с неисправностью ручника автолюбитель сталкивается не так уж часто, но статистика показывает, что за время эксплуатации автомобиля его владелец изучал вопрос неисправностей стояночного тормоза хотя бы раз. Вот на что он мог обратить внимание:

  • Увеличился ход рычага привода . При таком варианте наблюдается что-то из следующего: увеличилась длина тяги или увеличился зазор между барабаном и колодками в соответствующих тормозных системах. В первом и втором случае нужна регулировка, но втором, опционально, может потребоваться замена колодок;
  • Отсутствует затормаживание . Варианты следующие: заедание разжимного механизма, «замасливание» колодок, все то, что указано в пункте выше. Здесь потребуется разборка механизмов и их чистка. Решению проблемы поспособствует регулировка или замена колодок;
  • Отсутствует растормаживание . Проще говоря, тормоза сильно греются. Необходимо проверить, не заедает ли тормозной механизм, правильно ли выставлены зазоры, а также необходимо убедиться в исправности стяжных пружин. Разборка, чистка и, опционально, замена компонентов позволят решить проблему с растормаживанием.

Отдельно взятая неисправность: проблема с сигнальной лампочкой тормоза. Она может не гореть или гореть не во всех случаях. В этом случае проблема с наибольшей вероятностью кроется именно в электросистеме авто. Если работать приходится непосредственно с механизмом ручного тормоза, то будьте заранее готовы к покупке троса ручника. Долго служит лишь оригинальный трос, однако большинство автоконцернов определяет не самый впечатляющий ресурс: порядка 100 тысяч километров пробега . Проще говоря, за время эксплуатации автомобиля вам придется заменить трос или отрегулировать его натяг хотя бы раз.

Проверка стояночного тормоза крайне проста: поставить транспорт на наклонной поверхности, после чего до упора затянуть рычаг. Транспорт не должен сдвинуться с места, а вот соответствующая лампочка на панели должна загореться. Если что-то из указанного не произошло, нужно повторить проверку. Если результат не изменился, придется работать над ручным тормозом снова или проверять электросистему.

Выбор элементов ручного тормоза

Ручные тормоза выпускают все те же фирмы, что специализируется на тормозных «расходниках», суппортах и ремонтных комплектах. Вести поиски, скажем, тросика ручника можно по нескольким параметрам. Какой из них выбрать – дело владельца автомобиля или мотоцикла. Вот о каких параметрах идет речь:

  • Данные транспортного средства . В частности, марка и модель, а также год выпуска;
  • Код оригинальной комплектующей . Если у покупателя сохранены коды аналогов, оригиналы найти будет несложно;
  • VIN-код . Параметр, который владелец транспорта точно знает.

Сегодня владельцы транспорта все чаще ищут нужные запчасти по данным автомобиля/мотоцикла. Такой метод не был бы точным, если интернет-магазины не создавали собственные кросс-базы и не работали над системами поиска по электронным каталогам. Указав марку, модель, а также выбрав из списка искомую деталь, можно вскоре определить код оригинала или аналогов, а также осуществить заказ.

Немало важным фактором в выборе деталей ручника является то, кто его произвел. Отдавать предпочтение нужно или оригинальным комплектующим, или продукции фирм, имеющих партнерские отношения с автоконцернами. Хорошие комплектующие ручных тормозов можно найти под именами таких фирм:

Важно отметить, что продукцию всех указанных выше фирм подделывают, причем весьма часто. Особенно «проблемными» являются производители из Италии. Также часто подделывают комплектующие стояночного тормоза от Bosch (Германия), намного реже – от Adriauto (Италия). Внимательно осматривайте каждое изделие и его упаковку. Малейшие расхождения в дизайне, механические повреждения и неаккуратная полиграфия указывают на то, что автозапчасть является подделкой.

Вывод

Несмотря на простое устройство, стояночный тормоз выходит из строя не так уж редко. Грамотному автолюбителю следует знать, как этот тормоз устроен и какие неисправности для него характерны. В случае неисправности ремонт может быть осуществлен даже неспециалистом – нужны лишь инструменты, запчасти, немного времени и, опционально, чистящие средства. К счастью, все это можно найти в широком ассортименте даже в небольших магазинах. Категорически не советуем игнорировать неисправности ручника, ведь этот тормоз позволяет не только без опаски парковать автомобиль на уклоне, но еще и отвечает за экстренное торможение.

Источник статьи: http://avto.pro/autonews/stoyanochniy_tormoz_osobennosti_ustroystva_i_vozmozhnie-20181231/

Оцените статью
Все про машины