2.5.7 Запуск двигателя
Взведите стояночный тормоз.
При низкой температуре окружающего воздуха выключите все вспомогательные потребители электрической энергии, чтобы уменьшить нагрузку на аккумуляторную батарею.
На оборудованных РКПП моделях выжмите педаль сцепления до упора и включите нейтральную передачу.
На моделях с АТ удостоверьтесь, что рычаг селектора установлен в положение «Р» или «N» и выжмите педаль ножного тормоза.
Не выжимая педаль газа, поверните ключ в замке зажигания в положение «START» и включите стартер. Если двигатель не запустился сразу, продолжайте прокручивать коленчатый вал стартером, помня, что продолжительность непрерывного функционирования стартера не должна превышать 10 секунд. Повторную попытку запуска следует производить, обождав не менее 15 секунд, — пауза необходима для охлаждения электромотора стартера.
Если двигатель не удается запустить при непрерывной работе стартера в течение 10 секунд, либо запущенный двигатель сразу же глохнет, попытайтесь выполнить запуск при выжатой до половины педали газа. После успешного запуска двигателя отпустите педаль газа, чтобы избежать резкого повышения оборотов.
Если запустить двигатель по-прежнему не удается, полностью выжмите педаль газа и удерживайте ее в нажатом положении в течение всего времени функционирования стартера, — это поможет удалить лишнее топливо, попавшее во впускной трубопровод и цилиндры двигателя. Длительность непрерывной работы стартера, как и в предыдущих случаях, не должна превышать 10 секунд. Если двигатель не запускается после продувки цилиндров, еще раз попытайтесь запустить его при частично выжатой педали газа. Сразу после осуществления запуска отпустите педаль.
Особенности запуска двигателя в холодную погоду в условиях высокогорья (высота более 2400 м над уровнем моря)
При низкой температуре окружающего воздуха запуск двигателя затрудняется. В условиях высокогорья, где воздух сильно разряжен, запуск двигателя осложняется дополнительно. Ниже приведены инструкции, которым необходимо следовать при запуске двигателя в рассматриваемых условиях.
Выключите все вспомогательные потребители электрической энергии, чтобы уменьшить нагрузку на аккумуляторную батарею.
Выжмите до половины педаль газа и удерживайте ее в этом положении в течение всего времени прокручивания коленчатого вала двигателя стартером. Продолжительность непрерывного включения стартера не должна превышать 15 секунд. После осуществления успешного запуска двигателя постепенно отпускайте педаль газа, не допуская значительного повышения оборотов.
Если двигатель не запускается, выжмите педаль газа до упора и удерживайте ее в нажатом положении в течение всего времени функционирования стартера. Длительность непрерывной работы стартера, как и в предыдущем случае, не должна превышать 10 секунд. Если двигатель по-прежнему не запускается, повторите попытку.
При отрицательной температуре окружающего воздуха, либо если автомобиль не использовался в течение нескольких дней, дайте двигателю прогреться в течение 3 ÷ 4 минут, лишь после этого начинайте движение.
Источник статьи: http://automn.ru/subaru-legacy-outback/subaru-20665-0.html
18.2 Запуск двигателя и управление автомобилем
Запуск двигателя и управление автомобилем
Положения цилиндра замка зажигания
|
Цилиндр замка зажигания при помощи ключа может повернут в одно из пяти положений (см. иллюстрацию).
Поворот ключа в положение LOCK блокирует выключатель зажигания и рулевую колонку. На моделях с АТ кроме того происходит блокировка рычага селектора передач в положении Р.
В положении OFF происходит разблокировка рулевой колонки и управления АТ. двигатель при этом остается незапущенным.
Положение ON/RUN ключ должен занимать при работающем двигателе.
Для запуска двигателя стартером ключ следует повернуть в положение START. Как только запуск успешно завершиться ключ должен быть немедленно отпущен в положение ON.
Поворот ключа в положение АСС обеспечивает подачу питания на потребители электроэнергии при заглушенном двигателе.
Открывание водительской двери при оставленном в замке ключе зажигания приводит к включению сигнального зуммера, напоминающему водителю о необходимости вынуть ключ.
|
Нормальный запуск двигателя (холодного или прогретого) должен производиться без выжимания педали газа. Поверните ключ зажигания в положение START, после того как двигатель запустится отпустите. Если в течение 10 секунд запуска не происходит, поверните ключ в положение OFF, обождите около 5 секунд и повторите попытку.
Если попытки произвести запуск обычным способом не увенчиваются успехом, возможно произошло заливание карбюратора. Выжмите до пола педаль газа и, удерживая ее в этом положении, проверните двигатель стартером -при этом должно произойти удаление избытка топлива.
|
Залитый двигатель может успешно запуститься, однако не будет развивать полную мощность, достаточную для продолжения его работы при отпускании ключа. В таком случае продолжайте попытки при полностью выжатой педали газа. После того как обороты запущенного двигателя стабилизируются отпустите педаль акселератора и ключ зажигания.
Если двигатель не запускается после 15-секундного проворачивания стартером при выжатой педали газа, повторите попытку нормального запуска (см. п. «Нормальный запуск двигателя. «).
Обороты холостого хода на моделях, оборудованных системой многопозиционного впрыска топлива контролируются автоматически и будут постепенно снижаться по мере прогревания двигателя.
|
Электрический нагреватель блока (дополнительная комплектация)
|
Нагреватель позволяет заблаговременно прогреть охлаждающая жидкость двигателя с целью облегчения запуска последнего в холодную погоду. Штепсель нагревателя включается в стандартную 3-контактную (с заземлением) розетку переменной сети с напряжением 110 ÷ 115 В.
Смотанный в бухту шнур нагревателя на 6-цилиндровых двигателях обычно закреплен на трубке вентиляции кратера. На двигателях V8 бухта шнура фиксируется в зажимах на кожухе вентилятора вблизи резервуара системы гидроусиления руля.
Начало движения и управление автомобилем
Управление ручной коробкой переключения передач
|
|
РКПП оборудована датчиком-выключателем прерывания цепи стартера, не позволяющим произвести запуск двигателя при невыжатой до упора педали сцепления.
Прежде чем включать передачу полностью выжмите педаль сцепления. Включите первую передачу и медленно отпускайте сцепления, одновременно выжимая газ.
Переключение передач производите строго в порядке возрастания, не перепрыгивая через одну. Начинайте движение всегда с первой передачи. Схема положения передач обычно нанесена на рукоятке рычага управления РКПП. Случайное включение вместо первой передачи третей в момент начала движения может привести к повреждению сцепления.
В условиях достаточно напряженного городского цикла необходимость в использовании высших передач возникает крайне редко. Пятая передача предназначена для движения по автомагистрали с высокой скоростью и не позволяет развить высокое ускорение. Для включения пятой передачи подайте рычаг вправо до упора, преодолевая сопротивление пружины, затем протолкните его вперед. Для возврата с пятой передачи на четвертую потяните рычаг одним движением на себя. Нет необходимости резко двигать рычаг влево, так как при этом по ошибке можно вместо четвертой включить вторую передачу, что чревато повреждением коробки.
Во избежание преждевременного выхода РКПП из строя при управлении автомобилем следует соблюдать некоторые особые правила:
- Прежде чем переключаться с передней передачи на заднюю (или наоборот) дождитесь полной остановки автомобиля. Преждевременное включение передачи способно привести к серьезным механическим повреждениям коробки передач.
- Избегайте движения с высокой скорость на нижних передачах. Такая манера вождения может привести к быстрому износу коробки передач и повреждениям двигателя.
- Старайтесь переключать передачи плавно, не допуская скрежета. Во избежание повреждения двигателя или трансмиссии не переходите на более низкую передачу до тех пор, пока скорость автомобиля не будет сброшена до приемлемого значения.
- Старайтесь полностью убирать ногу с педали сцепления во время движения или при работе двигателя на холостых оборотах. Такая манера вождения чревата преждевременным выходом сцепления из строя в результате перегрева.
- Не забывайте, что движение с чрезмерно низкой для выбранной передачи скоростью чревато перегревом двигателя.
- Ни в коем случае не используйте сцепление для удерживания автомобиля неподвижно на наклонном участке дороги — сцепление быстро придет в негодное состояние.
- Во избежание повреждения трансмиссии при переключении передач полностью выжимайте педаль сцепления.
- Во избежание повреждений трансмиссионной линии старайтесь не допускать слишком быстрого проворачивания колес (более 24 км/ч (15 миль/ч) при попытках стронуть с места забуксовавший автомобиль путем переключения с передней передачи на заднюю и обратно.
В приборный щеток моделей с РКПП вмонтирована специальная контрольная лампа, предупреждающая водителя при разгоне автомобиля о необходимости переключения на следующую по порядку передачу.
Управление автоматической трансмиссией
|
Указатель на индикаторной панели селектора передач информирует водителя о выбранном положении АТ. В темное время суток индикатор подсвечивается.
Рычаг селектора переключения передач с индикаторной панелью. |
Для того, чтобы начать движение рычаг селектора передач следует перевести из положения N в одно из рабочих положений (1, 2, D, OD или R, в зависимости от поставленной задачи). Нажмите кнопку сбоку на рукоятке и переключите рычаг в требуемое положение. Не форсируйте обороты двигателя при выводе АТ из положений Р или N.
Положение Р предназначено для парковки автомобиля. Его включение производится с целью блокировки трансмиссии, дополняющей действие стояночного тормоза оп удерживанию автомобиля неподвижно. Положение Р является одним из двух, в которых возможен запуск двигателя (второе — N). Собираясь покинуть автомобиль, не забывайте также взводить стояночный тормоз, причем делайте это прежде чем перевести в положение Р АТ, так как иначе ее блокиратор может оказаться под нагрузкой (если автомобиль запаркован на наклонном участке дороги) и переключение рычага окажется невозможным.
Переводом рычага селектора в положение R АТ переключается на заднюю передачу (реверс). Включение задней передачи должно производиться только после полной остановки автомобиля.
Положение N предназначено для длительной стоянки автомобиля с работающим двигателем. Остановленный двигатель также может быть запущен в этом положении рычага селектора. При необходимости покинуть автомобиль с установленной в положение N трансмиссией не забывайте взводить стояночный тормоз.
Положение OD, обозначаемое на индикаторе помещенной в круглую рамку литерой D, предназначено для движения в городском цикле и по автостраде. Включение четвертой (повышающей) передачи в АТ контролируется электронным устройством. Автоматический перевод трансмиссии из режима D в режим OD происходит при следующих условиях:
- Рычаг селектора установлен в положение OD.
- Охлаждающая жидкость двигателя достигает нормальной рабочей температуры (только модели V8).
- Температура ATF достигает нормальной рабочей температуры (только 6-цилиндровые двигатели).
- Скорость движения автомобиля превышает значение близкое к 48 км/ч (30 миль/ч).
- Не заактивирован переключатель О/D OFF.
Блокировка режима OD может быть произведена при помощи расположенного на панели приборов переключателя О/D OFF. Активация переключателя сопровождается включением расположенной непосредственно над ним контрольной лампы. Когда лампа горит, повышающая передача заблокирована. Повторное выжимание кнопки переключателя восстанавливает функцию OD Блокировка повышающей передачи должна производиться во время буксировки тяжело груженого прицепа.
Местоположение переключателя блокировки повышающей передачи «О/D OFF». |
Во время медленного движения в условиях напряженного городского цикла или по опасной горной дороге разумно повысить эффективность отдачи двигателя путем переключения АТ в положение 2. При этом набор передних передач трансмиссии ограничивается первыми двумя. Пользуйтесь данным режимом также во время длинных подъемов и для торможения автомобиля двигателем на спусках. Следите за тем, чтобы скорость движения автомобиля в режиме 2 АТ не превышала значения 72 км/ч (45 миль/ч).
Положение 1 предназначена для отбора от двигателя максимальной мощности во время крутых подъемов или для торможения двигателем на малых скоростях движения (менее 40 км/ч (25 миль/ч)). Во избежание превышения допустимых оборотов двигателя не разгоняйте автомобиль свыше указанного значения скорости.
Во избежание преждевременного выхода АТ из строя при управлении автомобилем следует соблюдать некоторые особые правила:
- Прежде чем выводить рычаг селектора передач из положения Р разблокируйте его (и рулевую колонку), повернув ключ зажигания в положение ON.
- Не форсируйте двигатель при задействованных тормозах и включенной на передачу трансмиссии. Удерживание автомобиля неподвижным на наклонном участке дороги производите только при помощи тормозов. Пренебрежение выполнением данных условий может привести к преждевременному выходу трансмиссии из строя в результате перегрева.
- Во избежание повреждений трансмиссионной линии старайтесь не допускать слишком быстрого проворачивания колес (более 24 км/ч (15 миль/ч) при попытках стронуть с места забуксовавший автомобиль путем переключения с передней передачи на заднюю и обратно.
Электронная система постоянно отслеживает температуру ATF. Если температура трансмиссии поднимается слишком высоко, происходит автоматическое переключение ее на третью передачу, сопровождающееся включением контрольной лампы О/D OFF После того как ATF остынет трансмиссия возвращается в нормальный режим функционирования.
Конструкция АТ обеспечивает дополнительную возможность экономии расхода топлива. Зацепление сцепления с преобразователем вращения происходит автоматически по достижении автомобилем определенной предельной скорости. При этом могут возникать несколько непривычные ощущения при нормальном функционировании три на высшей передаче. При падении скорости автомобиля, или во время акселерации сцепление автоматически и плавно отключается.
Использование оперативной информация о состоянии системы охлаждения
|
В условиях напряженной эксплуатации двигателя система охлаждения может испытывать перегрузки. Такая ситуация наиболее типична во время длинного подъема в гору в жаркую погоду, при остановке после длительной поездки, во время длительной работы двигателя на холостых оборотах при попадании в дорожную пробку, а также при буксировке прицепа.
Когда стрелка измерителя температуры охлаждающей жидкости на приборном щитке заходит в красную зону, либо включается контрольная лампа температуры, например при попадании автомобиля в пробку, переведите трансмиссию в нейтральное положение и выключите К/В, если он был включен.
|
Если в течение минуты-двух стрелка измерителя не опускается/контрольная лампа не гаснет, выберите безопасное место и запаркуйте на нем автомобиль. Переведите рычаг селектора в положение Р (АТ)/выберите нейтральную передачу (РКПП) и взведите стояночный тормоз. Не глушите двигатель и слегка поднимите его обороты. Спустя две-три минуты вновь сбросьте обороты до холостых.
Если температура по прежнему не упала, заглушите двигатель. Поднимите капот проверьте на наличие утечек радиатор и все его шланги, включая переливной. Проверьте состояние приводных ремней. Если упал уровень охлаждающей жидкости или вышел из строя вентиляторный ремень, не запускайте двигатель до тех пор, пока не будет устранена причина перегрева. Временный перегрев охлаждающей жидкости при остановке после длительной поездки с высокой скоростью движения не должен вызывать беспокойства — спустя около 10 минут температура должна вернуться в норму.
Принцип функционирования электронной системы управления скоростью (темпостата)
|
При активации темпостата он берет на себя функцию управления акселерацией, поддерживая постоянной выбранную крейсерскую скорость движения автомобиля. Использование темпостата становится возможным только при скоростях движения свыше 60 км/ч (35 миль/ч). Кнопки управления темпостатом расположены на рулевом колесе и обеспечивают срабатывание переключателей ON/OFF (Вкл/Выкл), RESUME/ACCEL (Возврат к выбранному скоростному режиму/Ускорение) и SET/DECEL (Установка/Деселерация).
Кнопки управления темпостатом. |
Активация системы производится путем однократного нажимания на кнопку переключателя ON/OFF. Повторное выжимание кнопки отключает темпостат.
|
Разогнавшись до требуемой скорости (свыше 60 км/ч), однократно нажмите на кнопку SET/DECEL. Теперь педаль газа может быть отпущена — темпостат будет автоматически поддерживать выбранную крейсерскую скорость.
Легкое выжимание педали газа, а также использование тормозов или сцепления приводят к отключению темпостат без очистки его памяти. Для того, чтобы память системы оказалась очищена необходимо отключить темпостат кнопкой ON/OFF.
Для возврата к выбранной и занесенной в память темпостата крейсерской скорости по завершении вынужденного ускорения или торможения однократно нажмите на кнопку RESUME/ACCEL. Возврат может быть произведен при любой скорости движения автомобиля свыше 50 км/ч (30 миль/ч).
При помощи того же переключателя крейсерская скорость может быть увеличена. При включенном темпостате нажмите кнопку RESUME/ACCEL и удерживайте ее нажатой до тех пор, пока не будет достигнуто новое требуемое значение скорости. При отпускании кнопки новая крейсерская скорость будет записанной в память системы. Короткое нажимание кнопки приводит к приросту скорости на 3.2 км/ч (2 мили/ч). Таким образом, чтобы получить прирост в 9.6 км/ч (6 миль/ч) необходимо троекратно коротко выжать кнопку.
Снижение занесенного в память темпостата крейсерского значения скорости производится при помощи кнопки SET/DECEL. Удерживайте кнопку нажатой, пока не будет достигнуто желаемое новое значение.
Для того, чтобы произвести обгон на управляемом темпостатом автомобиле просто выжмите педаль газа, как делаете это в обычной ситуации. При отпускании педали по завершении обгона автомобиль вернется к выбранной ранее крейсерской скорости.
|
В описанной выше ситуации модели, оборудованные 5-ступенчатой РКПП должны управляться на 4-й передаче. 4-ступенчатые АТ могут осуществлять до нескольких переключений с 4-й на 3-ю передачу. для снижения частоты переключений и улучшения эффективности отдачи двигателя рекомендуется произвести блокировку режима повышающей передачи, нажав на кнопку О/D OFF.
При движении в гору или под уклон автомобиль может соответственно терять или набирать скорость вне зависимости от того включен темпостат или нет. Если крутизна склона позволяет автомобилю самопроизвольно наращивать скорость, воспользуйтесь педалью ножного тормоза. При этом произойдет автоматическое отключение системы управления скоростью и замедление движения. На оборудованных РКПП моделях, когда выбранная передача не способна больше поддерживать фактически имеющий место скоростной режим во время подъема в гору, переключайтесь на следующую по порядку более низкую.
Во избежание потери контроля за управлением автомобиля не используйте темпостат в перечисленных ниже ситуациях:
- Когда отсутствует физическая возможность движения с постоянной выбранной скоростью.
- При движении по скользкой дороге.
- В условиях оживленного дорожного движения, а также на «серпантине» горных дорог.
Принцип функционирования раздаточной коробки полноприводных моделей
|
Раздаточная коробка системы QUADRA-TRAC (дополнительная комплектация)
Система переключения режимов раздаточной коробки моделей 4WD без возможности отключения полного привода QUADRA-TRAC обеспечивает три режима ее функционирования — два рабочих и нейтральный.
Рычаг выбора режимов раздаточной коробки QUADRA-TRAC. |
Режим повышающей передачи 4WD (4HI) предназначен для обычного использования автомобиля в любых дорожных условиях.
Включение режима понижающей передачи 4WD (4LO) позволяет повысить развиваемую двигателем тяговую силу при скорости движения не выше 64 км/ч (40 миль/ч). Для включения режима сбросьте скорость до значения 3 ÷ 5 км/ч (2 ÷ 3 мили/ч), переключите трансмиссию в нейтральное положение, затем плавно и быстро переведите рычаг выбора режимов раздаточной коробки в положение 4LO без задержки на нейтрали. При возврате рычага в режим 4HI также не задерживайте его в нейтральном положении.
|
В нейтральном положении система отключает ведущие мосты автомобиля от трансмиссионной линии. В этом положении должна производиться буксировка автомобиля (см. Раздел Панель приборов и оборудование салона).
Графический дисплей информационного центра автомобиля (см. Раздел Панель приборов и оборудование салона) фиксирует выбранный режим раздаточной коробки. При выборе режима HI на дисплее подсвечиваются все четыре колеса контурного изображения автомобиля. Режим LO обозначается путем подсвечивания четырех колес, в сочетании с надписью LO на экране. Лампа может коротко мигать в момент перевода рычага из 4HI в 4LO, однако когда включение режима понижающей передачи завершено, она должна гореть непрерывно.
|
Раздаточная коробка системы SELEC-TRAC (дополнительная комплектация)
|
Система переключения режимов раздаточной коробки моделей 4WD с возможностью отключения полного привода SELEC-TRAC обеспечивает пять режимов ее функционирования: 2WD, 4х4 PART-TIME, 4х4 FULL-TIME, 4LO и нейтраль (N).
Рычаг выбора режимов раздаточной коробки SELEC-TRAC. |
На графическом дисплее информационного центра (см. Раздел Панель приборов и оборудование салона) отражается сделанный водителем выбор. При включении режима 2WD на контурном изображении автомобиля подсвечиваются только два задних колеса. В случае выбора полноприводных режимов подсвечены все четыре колеса, плюс надпись PART-TIME (Непостоянно включенный полный привод) или FULL-TIME (Постоянно включенный полный привод) в случае повышающих режимов 4WD, или LO при выборе понижающего режима 4LO. Нейтральное положение раздаточной коробки никак не отражается на дисплее.
|
|
Режим повышающей передачи 2WD предназначен для движения по дорогам с твердым покрытием и обеспечивает максимальную эффективность расхода топлива.
Перевод рычага в положение 4 х 4 PART-TIME обеспечивает включение полного привода в непостоянном режиме, когда появление на дороге снежных заносов или гололедицы требует повышения надежности сцепления с дорогой. Режим является повышающим и не обеспечивает приращение тягового усилия. При выборе данного режима передний и задний мосты механически блокируются друг с другом и вращаются с одинаковой скоростью. Не следует пользоваться режимом 4 х 4 PART-TIME при движении по сухому дорожному покрытию. Включение режима может производиться на ходу при любой разрешенной скорости движения автомобиля — просто переведите рычаг управления коробкой из положения 2WD в положение 4×4 PART-TIME.
Включение режим 4х4 FULL-TIME позволяет повысить курсовую устойчивость автомобиля за счет лучшего сцепления с дорогой при движении по мокрому, скользкому или заснеженному дорожному покрытию. Режим также относится к повышающим. При его включении, в отличие от описанного выше 4х4 PART-TIME, передний и задний мосты вращаются независимо друг от друга, что позволяет заметно увеличить маневренность автомобиля. Использование данного режима не возбраняется в любых дорожных условиях. Перевода раздаточной коробки из положения 2WD в положение 4х4 FULL-TIME может осуществляться при любой дозволенной скорости движения автомобиля. При переводе рычага управления коробки из положения 2WD в положение 4х4 FULL-TIME через 4х4 PART-TIME может понадобиться дважды отпустить педаль газа.
Режим полного привода с понижением передаточного отношения 4LO включается при необходимости временного приращения тягового усилия автомобиля при движении по бездорожью с малой скоростью.
|
|
Нейтральное положение (N) раздаточной коробки предназначено для аварийной буксировки автомобиля (см. п. «В нейтральном положении. «).
Раздаточная коробка системы COMMAND-TRAC (дополнительная комплектация)
|
Раздаточная коробка системы COMMAND-TRAC обеспечивает возможность непостоянного использования полного привода. При этом передний и задний мосты механически блокируются друг с другом и вращаются с одинаковой скоростью. Система предусматривает возможность включения четырех рабочих режимов коробки: 2WD, 4х4 PART-TIME, 4LO и нейтраль (N).
Рычаг выбора режимов раздаточной коробки. |
На графическом дисплее информационного центра автомобиля (см. Раздел Панель приборов и оборудование салона) выбранный режим отображается подсветкой колес на контурном изображении автомобиля в сочетании с пояснительной надписью соответствующего содержания.
Режим повышающей передачи 2WD предназначен для движения по дорогам с твердым покрытием и обеспечивает максимальную эффективность расхода топлива.
Перевод рычага в положение 4х4 PART-TIME обеспечивает включение полного привода в непостоянном режиме, когда появление на дороге снежных заносов или гололедицы требует повышения надежности сцепления с дорогой. Режим является повышающим и не обеспечивает приращение тягового усилия. Не следует пользоваться режимом 4х4 PART-TIME при движении по сухому дорожному покрытию. Включение режима может производиться на ходу при любой разрешенной скорости движения автомобиля — просто переведите рычаг управления коробкой из положения 2WD в положение 4х4 PART-TIME.
Режим полного привода с понижением передаточного отношения 4LO включается при необходимости временного приращения тягового усилия автомобиля при движении по бездорожью с малой скоростью.
|
|
Задний мост с системой автоматического перераспределения нагрузки в дифференциале TRAC-LOCK (дополнительная комплектация)
Система обеспечивает автоматическую перенастройку дифференциала заднего моста, когда сцепление одного из задних колес с дорогой теряется и оно начинает пробуксовывать. Как только такая ситуация возникает, дифференциал автоматически перераспределяет нагрузку, обеспечивая максимальный крутящий момент тому колесу, которое имеет лучшее сцепление с дорогой.
Особую пользу система TRAC-LOCK способна принести при движении по скользкому дорожному покрытию. Если на льду находятся оба задних колеса, для обеспечения максимального сцепления с дорогой достаточно будет слегка выжать педаль газа. Когда на скользкой поверхности оказывается лишь одно из задних колес, полезным окажется незначительное взведение на очень короткое время стояночного тормоза.
Принцип функционирования системы антиблокировки тормозов
|
|
ABS в значительной степени повышает безопасность управления автомобиля при торможении на скользком и ненадежном дорожном покрытии, а также при любом резком торможении. Система оснащена отдельным процессорным модулем управления, управляющим гидравлическим давлением в тормозном контуре с целью предотвращения преждевременной блокировки любого из колес. Вероятность потери управления автомобилем вследствие заноса во время резкого торможения при этом сводится к нулю.
Для гарантии исправности функционирования модуля управления и адекватности его команд реальным условиям все колеса автомобиля и их шины должны быть одного типоразмера и накачаны должным образом.
На скорости около 13 км/ч (8 миль/ч) ABS производит низкоскоростное самотестирование. Во время проведения данного тестирования педаль ножного тормоза может слегка пульсировать, что не должно вызывать никакого беспокойства.
Электрический насос ABS включается во время выполнения системой низкоскоростного самотестирования, а также когда ABS прекращает осуществлять регулировку гидравлического давления. Во время работы насос издает легкое жужжание, которого также не следует пугаться.
При резком торможении могут возникать пульсации педали ножного тормоза и раздаваться щелканье. Не следует обращать внимание на эти симптомы — они являются признаком исправного функционирования ABS.
Потеря сцепления с дорожным покрытием при движении по пересеченной местности может приводить к временной приостановки функционирования ABS и включению контрольной лампы на панели приборов. Для того, чтобы вновь ввести систему в действие выключите и вновь включите зажигание.
Несколько советов по правилам вождения полноприводного автомобиля
Для максимальной эффективности пользования тормозами и акселератором следует помнить некоторые моменты:
- Не держите ногу на тормозной педали во время движения — это может привести перегреву тормозных механизмов и, как следствие увеличению тормозного пути и отказу тормозной системы.
- Избегайте длительного использования тормозов для сдерживания автомобиля во время спуска под уклон — это может привести к выходу из строя тормозных механизмов. Правильнее будет переключить трансмиссию на более низкую передачу, а на моделях с АТ прибегнуть к блокировке режима повышающей передачи (кнопка О/D OFF — см. выше).
- Во время разогрева двигателя его холостые обороты обычно несколько завышены, поэтому при неосторожном обращении с педалью газа во время начала движения ведущие колеса автомобиля могут начать проворачиваться. Особую внимательность следует проявлять при движении по скользкой дороги, во время совершения маневров, а также при парковке автомобиля. Не забывайте включать полноприводной режим при ухудшении качества сцепления колес с дорогой.
- Старайтесь всегда соблюдать безопасную для конкретных дорожных условий скорость движения. Не забывайте о возможности образования между колесами автомобиля и дорожным покрытием водяной подушки при пересечении луж на большой скорости. В дождливую погоду безопаснее двигаться с включенным полным приводом.
- После пересечения водных преград или выезда из автомойки следует просушить тормозные механизмы путем совершения нескольких торможений на небольшой скорости.
Движение по трассе
Модели типа Utility отличаются от прочих пассажирских автомобилей значительным дорожным просветом, позволяющим им беспрепятственно преодолевать многие встречающиеся на пересеченной местности преграды. Высокая посадка обеспечивает также лучший обзор водителю. Не следует однако забывать, что при такой конструкции центр тяжести транспортного средства расположен значительно выше чем обычных моделей. Такие автомобили не предназначены для прохождения поворотов на высоких скоростях. Старайтесь по возможности избегать резких маневров и заранее снижайте скорость при приближении поворотов. Нарушение данных требований может привести к потере управления и переворачиванию автомобиля.
Движение по пересеченной местности
Общая информация
|
|
Движение по бездорожью требует от водителя некоторых особых навыков, поэтому постарайтесь со всей ответственностью отнестись к изучению изложенного ниже материала.
Подготовка к съезду с трассы
Водитель должен быть уверен в техническом состоянии своего автомобиля. Все узлы и системы должны работать исправно, а днище автомобиля надежным образом защищено (с установкой всех предусмотренных защитных экранов). Проверьте, накачано ли должным образом запасное колесо, в норме ли уровни всех рабочих жидкостей. Удостоверьтесь, что не собрались въезжать в чьи-либо частные владения без особого на то разрешения.
Порядок загрузки автомобиля
|
Наиболее тяжелые предметы должны быть уложены на пол багажного отделения в передней его части. Постарайтесь сдвинуть груз как можно дальше вперед.
Позаботьтесь о надежности фиксации багажа.
Управление автомобилем
|
Прежде чем отправляться в дальнюю поездку по пересеченной местности неплохо будет немного попрактиковаться, так как вождение по бездорожью требует некоторых особых навыков.
Приготовьтесь к восприятию и анализу обширного спектра входящей информации. Глаза должны постоянно просматривать территорию впереди автомобиля в поисках преград и путей их обхода. Уши должны прислушиваться к необычным звукам, издаваемым двигателем, компонентами подвески и прочих узлов и систем автомобиля. Руки, ноги и тело должны постоянно демпфировать толчки и вибрацию.
Основным залогом успешного завершения поездки по бездорожью является правильность выбора безопасной скорости движения. Чем меньше скорость движения, тем лучше водитель успевает рассмотреть препятствия и выбрать обходные пути. Одновременно снижается тряска и остается большее время на принятие решения и выполнения необходимых маневров.
При движении по пересеченной местности автомобиль может попадать в глубокую грязь, траву, песок, снег и т.п., наезжать на щебень и лед. Манера вождения и торможения автомобиля в каждом из перечисленных случаев должна соответствующим образом корректироваться.
На пути могут попадаться различного рода невидимые препятствия, скрытые в траве, грязи или песке. Чтобы не потерять управление автомобилем водитель должен быть постоянно готов к наезду на такие препятствия. Старайтесь учитывать любые внешние изменения рельефа местности и характера почвы. Крепко держите рулевое колесо.
При наезде на препятствия автомобиль может отрываться колесами от земли. Даже при отрыве одного колеса достаточно легко потерять управление — старайтесь контролировать скорость движения и избегайте резких толчков.
Избегайте резких изменений скорости и направления движения.
Движение по местности с холмистым рельефом
Для безопасного передвижения по холмистой местности в условиях бездорожья важно уметь адекватно оценивать ситуацию и отдавать себе отчет о возможностях транспортного средства. Некоторые подъемы невозможно преодолеть вне зависимости от конструкции автомобиля. Если подъем слишком крут, то при его взятии двигатель просто заглохнет. При движении вниз по слишком крутому спуску легко потерять управление. Попытка двигаться вдоль склона может привести к переворачиванию автомобиля. Лучше не предпринимать попыток преодоления такого рода препятствий не будучи абсолютно уверенным в успешном их завершении.
Приближение к возвышенности
При приближении к возвышенности следует прежде всего постараться адекватно оценить крутизну ее склона. Помните, что ближе к вершине крутизна склона может повышаться, что не всегда видно снизу ввиду наличия растительности.
В первую очередь постарайтесь оценить равномерность крутизны склона и прочность поверхности почвы на нем. Учтите расположение препятствий. Будьте готовы к тому за перевалом может оказаться обрыв — правильнее всего будет произвести пешую рекогносцировку.
После того как решение о необходимости преодоления возвышенности принято, переключитесь на понижающую передачу и прочно возьмитесь за руль.
Начинайте подъем с плавного ускорения и старайтесь держать скорость движения постоянной. Во избежание пробуксовки колес старайтесь не газовать больше, чем это действительно необходимо. По возможности старайтесь двигаться наиболее прямым путем к вершине холма — избегайте изменений направления движения.
|
По мере приближения к вершине сбавьте скорость движения. Для извещения водителей возможных встречных транспортных средств воспользуйтесь дальним светом фар или звуковым сигналом. В дневное время суток целесообразно закрепить на автомобиле флаг.
|
Если в процессе подъема возникает ситуация, когда двигатель глохнет или появляются признаки того, что он вот-вот заглохнет существует определенный перечень того, что следует предпринять и того, чего предпринимать не следует. Сперва то, что должно быть сделано:
- Остановите автомобиль, выжав педель ножного тормоза. Взведите стояночный тормоз.
- Если двигатель еще не заглох, переключите трансмиссию на заднюю передачу, отпустите стояночный тормоз и медленно съедьте со склона задним ходом.
- Если двигатель заглох, его необходимо запустить вновь. По прежнему не отпуская тормоза (ножной и стояночный), переключите трансмиссию в положение Р (АТ) или выберите нейтральную передачу (РКПП) и запустите двигатель. Теперь включите реверс и спуститесь с холма задним ходом.
- При движении вниз задним ходом положите левую руку на рулевое колесо в положение на 12 часов, чтобы легче было контролировать прямолинейность управляемых колес автомобиля. Поворот управляемых колес в сторону увеличивает шанс переворачивания автомобиля на склоне.
Ни в коем случае не следует предпринимать следующие действия:
- Не пытайтесь предотвратить останов двигателя путем переключения АТ в положение «N», или выжимания сцепления на моделях с РКПП — в данной ситуации это не сработает, напротив, автомобиль может скатиться вниз, резко набирая скорость, что приведет к потере управления. Вместо этого произведите действия, описанные в инструкциях п. «Если в процессе подъема. «.
- Не пытайтесь произвести разворот, когда двигатель Вашего автомобиля близок к останову во время подъема в гору. Если склон достаточно крут для того, чтобы двигатель начал глохнуть, то его крутизны хватит и для того, чтобы автомобиль перевернулся. Правильнее будет спуститься вниз задним ходом, как это предлагается в п. «Если в процессе подъема. «.
Если после останова двигателя попытка спуска автомобиля с холма задним ходом не увенчается успехом, следует остановиться, взвести стояночный тормоз, перевести трансмиссию в положение Р (АТ) или на 1-ю передачу (РКПП) и заглушить двигатель. Далее остается лишь ждать помощи. Выйдите из автомобиля и встаньте так, чтобы он не мог наехать на Вас при отказе тормозов.
|
Помните, что модели, оборудованные раздаточной коробкой ручного типа при установке ее рычага в нейтральное положение не застрахованы от качения даже если трансмиссия включена на передачу (РКПП)/установлена в положение Р (АТ). Если собираетесь выбраться из автомобиля, в обязательном порядке взведите стояночный тормоз, установите трансмиссию на передачу/переведите в положение Р и выберите один из рабочих режимов раздаточной коробки.
Спуск
|
При движении вниз с холма по пересеченной местности опять-таки попытайтесь оценить крутизну склона, характер покрытия и наличие препятствий.
Приняв решение о возможности спуска, старайтесь двигаться прямо вниз, включив низшую передачу. при этом будет автомобиль будет тормозиться двигателем, что отчасти облегчит задачу водителя. Двигайтесь не спеша, стараясь не потерять управление.
Избегайте изменений скорости и направления движения, старайтесь не разворачивать автомобиль поперек склона. Помните, что уклон может быть вполне безопасным для движения по нему строго вниз и в тоже время достаточным для переворачивания двигающегося поперек него автомобиля.
Ни в коем случае не двигайтесь вниз накатом, переключив АТ в положение N, или с выжав педаль сцепления (РКПП). При этом основная нагрузка придется на тормозные механизмы, которые легко могут выйти из строя в результате перегрева.
Если во время спуска происходит останов двигателя, что вообще говоря маловероятно, остановите автомобиль, выжав педаль ножного тормоза, затем взведите стояночный. Переключите трансмиссию в положение Р (АТ)/на нейтральную передачу (РКПП) и, не отпуская тормоз, запустите двигатель. Теперь включите низшую передачу, отпустите тормоза и продолжайте движение. Если запустить двигатель не удается, придется прибегнуть к посторонней помощи.
Движение поперек склона
В процессе движения по пересеченной местности практически невозможно избежать перемещений поперек склона.
По возможности старайтесь избегать таких перемещений ввиду многократного снижения остойчивости автомобиля и увеличения нагрузки на расположенные ниже уровнем колеса.
При сыпучей поверхности склона автомобиль легко может начать скользить по ней боком, пока не перевернется, упершись в более твердое препятствие (камень, корень и т.п.).
Помните, что наезд верхними колесами на твердое препятствие или попадание нижних в скрытую яму могут также привести к переворачиванию автомобиля.
Если автомобиль начал соскальзывать по склону боком, попробуйте восстановить контроль за движение, повернув управляемые колеса вниз по спуску. Однако правильнее всего будет не допускать таких ситуаций. Не бойтесь потерять время на пешую вылазку с целью выбора оптимального маршрута следования.
Если двигатель глохнет во время движения поперек склона, ни в коем случае не выбирайтесь из него через расположенные на нижнем уровне двери. Для того, чтобы осмотреть склон ниже точки местонахождения Вашего автомобиля, уйдите в сторону с возможной траектории его падения.
Движение по грязи, песку, снегу или льду
|
При движении по грязи, сыпучему покрытию, глубокому снегу или льду сцепление колес с дорогой в значительной мере снижается. При этом теряется возможность быстрого разгона и торможения и снижается маневренность автомобиля.
Правильнее всего будет двигаться по такого рода покрытиям на пониженных передачах — чем глубже грязь, тем более низкую передачу следует выбирать. Избегайте остановок во время движения по действительно глубоким грязи, снегу или песку — трогание с места может оказаться невозможным вследствие пробуксовки.
При движении по сыпучему песку колеса глубоко утопают в нем, что оказывает заметное воздействие на управляемость автомобиля. Разумно будет слегка ослабить давление накачки шин — это облегчит задачу и увеличит сцепление колес с дорогой.
Плотный снег и лед в максимальной степени ослабляют сцепление колес автомобиля с дорогой. На таких покрытиях легче всего потерять контроль за управлением автомобиля. Если поверхность льда вдобавок увлажнена, то акселерация автомобиля становится практически невозможной вследствие сильнейшей пробуксовки колес и может привести к потере управления и заносу автомобиля.
Переправа через водные преграды
|
В первую очередь необходимо оценить глубину переправы. Если уровень воды доходит до ступиц, скрывает мосты и выпускную трубу, от переправы лучше сразу отказаться.
По глубокой воде лучше всего двигаться медленно, чтобы брызги и набегающая волна не попадали на компоненты системы зажигания. К останову двигателя может также привести погружение под воду среза выпускной трубы, после чего запуск двигателя становится практически невозможным. Не забывайте также, что увлажнение фрикционных поверхностей тормозных механизмов приводит к временному отказу последних.
Наезд на разлитую оп поверхности дороги в виде лужи воду на большой скорости может привести к «всплыванию» автомобиля и потере управления. Избегайте такого рода неприятностей.
Возврат с пересеченной местности на трассу
Очистите днище автомобиля и компоненты его подвески от налипших на них грязи и посторонних предметов. Наличие мусора на поверхности компонентов системы выпуска отработавших газов чревато его воспламенением.
После движения по грязи и песку следует осмотреть и тщательно очистить фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков.
Осмотрите компоненты кузова, подвески и системы выпуска отработавших газов на наличие признаков повреждений. Проверьте на наличие признаков утечек тормозные и топливные линии.
При частом использовании автомобиля для движения по пересеченной местности следует несколько сократить интервалы между выполнением процедур текущего обслуживания (см. Главу Настройки и текущее обслуживание).
Источник статьи: http://automn.ru/subaru-legacy-outback/subaru-11018-10.m_id-981.m_id2-996.html