- Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания двигателей, работающих на газовом топливе
- Техническое обслуживание двигателя ЗМЗ-40524
- Виды технического обслуживания двигателя ЗМЗ-40524
- Ежедневное техническое обслуживание (ЕО).
- Техническое обслуживание в период обкатки:
- Периодическое техническое обслуживание:
- Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) двигателя ЗМЗ-40524:
- Техническое обслуживание двигателя ЗМЗ-40524 в период обкатки:
- Первое техническое обслуживание двигателя ЗМЗ-40524 (ТО-1)
- Второе техническое обслуживание двигателя ЗМЗ-40524 (ТО-2)
- Сезонное техническое обслуживание двигателя ЗМЗ-40524 (СО)
- Уход за системой смазки двигателя ЗМЗ-40524
- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
- ЗАПРЕЩАЕТСЯ смешивание моторных масел различных торговых марок и фирм. При переходе на масло другой марки или другой фирмы промывка системы смазки промывочными или заменяющими маслами обязательна.
- Проверку уровня масла производить ежедневно перед первым запуском двигателя, при этом автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной площадке. После остановки двигателя уровень масла следует проверять не ранее, чем через 10 минут, чтобы оно успело стечь в масляный картер.
- Смену масла производить через каждые 10000 км пробега с одновременной заменой масляного фильтра. Слив масла производить на прогретом двигателе. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает.
- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
- Уход за системой вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524
- Через каждые 40000 км пробега или в случае наличия давления картерных газов следует провести очистку деталей системы вентиляции:
- Уход за системой охлаждения двигателя ЗМЗ-40524
- Меры предосторожности
- Проверку уровня охлаждающей жидкости производить ежедневно перед первым запуском двигателя. Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть не ниже метки MIN и не выше верхней кромки хомута бачка. При необходимости долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок.
- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
- Проверку плотности охлаждающей жидкости производить при сезонном обслуживании перед началом зимней эксплуатации с помощью ареометра и термометра, которая при температуре жидкости плюс 15-25 ºС должна быть следующей:
- Замену охлаждающей жидкости необходимо производить в связи с тем, что она начинает терять антикоррозионные свойства. Период замены охлаждающих жидкостей «Cool Stream Standard» — два года, «Лена» и Тосол — три года, Термосол — десять лет.
- Порядок замены охлаждающей жидкости
- Промыть систему охлаждения в следующем порядке:
- Произвести заправку системы охлаждения в следующей последовательности:
- Очистку отверстий водяного насоса от загрязнения необходимо производить при каждом ТО-2. Загрязнение отверстий приведет к прониканию охлаждающей жидкости в подшипник водяного насоса и быстрому выходу его из строя. Очистку производить металлическим стержнем диаметром 2-3 мм.
- Проверку состояния ремня привода агрегатов следует производить при ТО-2. При появлении трещин, расслоении и других дефектах ремень заменить.
- Уход за системой питания двигателя ЗМЗ-40524
- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
- ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- Уход за системой впуска воздуха двигателя ЗМЗ-40524
- ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Техническое обслуживание и текущий ремонт системы питания двигателей, работающих на газовом топливе
Применение в качестве топлива для газобаллонных автомобилей (ГБА) сжиженного нефтяного (СНГ) и сжатого природного (СПГ) газов снижает затраты на перевозки, из-за меньшей стоимости топлива, и загрязнение воздушного бассейна. При этом по основным контролируемым параметрам отработавших газов имеется снижение: окиси углерода (СО) в 3 – 4 раза, углеводородам (СН) в 1,2 – 1,4 раза. Дымность отработавших газов в газодизельном режиме работы двигателя снижается в 2 – 4 раза.
Для газобаллонных автомобилей установлены те же виды и периодичности ТО, что и для базовых автомобилей.
Отличие заключается в дополнительных работах, проводимых по газобаллонной установке, что увеличивает трудоемкость работ ТО и ТР на 10 – 15%.
ЕО выполняют перед выездом и после возвращения автомобиля с линии. Перед выездом проверяется внешним осмотром состояние и крепление баллонов, редукторов высокого (РВД) и низкого (РНД)давления, подогревателя, карбюратора-смесителя или смесителя, приборов контроля, а также герметичность соединений с помощью специального прибора или пенным раствором (мыльным). После возвращения проводят уборочно-моечные работы, проверяют герметичность и сливают конденсат из РНД, а из испарителя – воду (в зимний период).
При ТО-1 дополнительно к работам ЕО проводят смазочно-очистительные: очистку фильтрующих элементов электромагнитных клапанов и фильтров редукторов, смазывание штоков вентилей. Проверяют герметичность системы с помощью сжатого воздуха, работу двигателя и токсичность отработавших газов, регулируют частоту вращения на холостом ходу, проверяют работу предохранительного клапана.
Перед постановкой на пост ТО-1 необходимо выработать газ, закрыв расходный вентиль, и переключить двигатель на бензин.
При ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 проводятся контрольно-диагностические, регулировочные и другие работы, в т.ч. со снятием приборов газовой системы с автомобиля. Проверяют работу редукторов, дозирующе-экономайзерного устройства (ДЭУ), предохранительного клапана, смесителя, карбюратора-смесителя , манометров, датчика указателя уровня газа и при необходимости регулируют или устраняют неисправности. Проверяют угол опережения зажигания. Заканчивается ТО-2 проверкой герметичности системы, легкости пуска двигателя, его работы на газе и бензине.
Сезонное обслуживание дополнительно предусматривает удаление газа из баллонов и дегазацию их, продувку системы сжатым воздухом, проверку работы ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала, снятие, разборку и дефектовку деталей приборов газовой системы, редукторов, испарителя, смесителя, фильтров, предохранительных клапанов, манометров. Необходимо после проверки опломбировать и поставить клеймо со сроком следующей проверки на предохранительных клапанах и манометрах высокого и низкого давления.
Газовые баллоны подвергаются периодическому освидетельствованию, для чего они снимаются с автомобиля и подвергаются контролю на герметичность с его арматурой ( пневматические испытания) номинальным давлением, а также проверке его состояния давлением, в 1,5 раза больше номинального (гидравлические испытания). Освидетельствование проводится организациями, имеющими разрешение на выполнение таких работ. Баллоны, прошедшие освидетельствование, окрашиваются, и на них наносится, путем клеймения, дата следующего освидетельствования.
Постовые работы включают замену неисправных приборов или их ремонт без снятия с автомобиля. При этом автомобиль должен быть без газа, который сливается (выпускается) в газовую сеть (атмосферу) на специальном посту.
Организация выполнения работ ТО и ТР ГБА имеет ряд особенностей. Выбор маршрута движения обусловлен состоянием газовой аппаратуры и автомобиля (рис.2.38). При этом все автомобили, направляемые на ТО, ТР или стоянку проходят через пост проверки герметичности.
Рисунок 2.38 Маршруты движения газобаллонных автомобилей
Для выполнения контрольно-регулировочных операций при работе двигателя на газе автомобили устанавливаются на посты ТО или ТР, расположенные в изолированных помещениях. Поиск неисправностей рекомендуется проводить в последовательности: магистральный вентиль, РВД, электромагнитный клапан-фильтр, РНД, карбюратор-смеситель (смеситель).
К основным неисправностям газовой аппаратуры относятся: не герметичность газопроводов, вентилей и клапанов, засорение фильтров электромагнитного клапана или редукторов, изменение рабочего давления в контурах, не герметичность редукторов.
Не герметичность газопроводов и вентилей устраняют заменой отдельных деталей или подтягиванием ниппелей и хомутов. Не герметичность РВД обусловлена повреждением диафрагмы или недостаточной затяжкой гайки крышки. В этих случаях газ будет выходить через зазоры в РВД и предохранительный клапан. Для предотвращения утечки газа нужно закрыть вентили. Давление газа на выходе из РВД регулируется винтом: при ввертывании оно повышается.
Неплотность прилегания клапанов 9, 17 и 18 РНД (рис.2.39) к седлам может быть вызвана попаданием посторонних предметов или износом клапанов. В первом случае в полости А будет повышаться давление и газ будет выходить через предохранительный клапан 12, что можно выявить по шипению газа или по манометру, который будет показывать давление срабатывания предохранительного клапана (0,4…0,5 МПа). Негерметичность клапанов 17 и 18 затрудняет пуск двигателя, ухудшает его работу из-за обогащения рабочей смеси. Негерметичность устраняют шлифовкой торца клапана или заменой изношенной детали.
А, Б – полости первой и второй ступени; В – полость разгрузочного устройства; Г, Д – полости атмосферного давления
Рисунок 2.39 – Редуктор низкого давления
Негерметичность РНД может быть обусловлена повреждением или неплотным креплением диафрагмы 13 редуктора первой ступени и газ выходит под избыточным давлением через отверстие в регулировочной гайке 15; в случае повреждения диафрагмы второй ступени 2 — через колпачковую крышку регулировочного ниппеля 4; при повреждении диафрагмы 1 разгрузочного устройства газ поступает через штуцер 19 непосредственно во впускной трубопровод 24. Возможна утечка газа через предохранительный клапан 12 при его неисправности или разрегулировке.
В полости Б возможно повышенное разряжение (более 25 мм. вод. столба при полной загрузке двигателя) из-за недостаточного поступления газа к редуктору (засорение фильтра, разрегулировка РНД и др.), что снижает мощность двигателя.
Регулировка давления газа в первой ступени РНД осуществляется с помощью гайки 15 и контролируется по манометру, подключенному к первой ступени редуктора, и должно быть 018…022 МПа. При ввертывании гайки 15 давление должно увеличиваться. По окончании регулировки необходимо затянуть контргайку. Для регулировки момента открытия клапана 17 второй ступени редуктора надо снять крышку с корпуса и вывертывать винт клапана 17 ключом до момента начала выхода газа через клапан (определяется на слух). Затем завернуть винт клапана 17 на 1/8…1/4 оборота до прекращения утечки газа и затянуть контргайку.
Давление газа во второй ступени редуктора регулируют ниппелем 4 и контролируют по пьезометру. Для этого необходимо в патрубок дозирующе-экономайзерного устройства установить резиновую заглушку с встроенным наконечником для подключения пьезометра. При вакууме в разгрузочном устройстве 700…800 Па вращением ниппеля 4 устанавливается давление 50…70 Па. После каждой регулировки нужно удалять газ из второй ступени. Можно проверить давление газа во второй ступени при работе двигателя на холостом ходу. Давление должно быть 5…10 мм.вод. ст. (0,5…1,0 кПа). С увеличением нагрузки давление снижается до атмосферного (0,1 МПа), и при полной нагрузке становится ниже атмосферного, равного 15…25 мм.вод. ст. (1,5…2,5 кПа).
После проведения указанных регулировок надо проверить ход стержня 6. Если он перемещается менее чем на 5мм, то требуется ремонт РНД.
Герметичность разгрузочного устройства определяют по падению разряжения в вакуумной полости камеры диафрагмы (рис.2.40). При разряжении в полости 73,2 ± 6,7 кПа падение разряжения не должно превышать 1,3 кПа/мин. Разряжение полного сжатия пружины должно быть менее 0,75 кПа.
1 — диафрагма; 2 — пружина; 3 — вакууметр; 4 — кран
Рисунок 2.40 — Схема проверки разгрузочного устройства
Дозирующе-экономайзерное устройство проверяют на герметичность (рис.2.41) и разряжение начала открытия его клапана. Параметры проверки герметичности как и для разгрузочного устройства. При проверке необходимо один из патрубков 2 закрыть заглушкой 3. Для проверки начала открытия клапана в вакуумной полости создается разряжение 26,6±6,6 кПа, а в полости подачи газа через клапан — избыточное давление 4±5,3 кПа. Уменьшая разряжение в вакуумной полости определяют разряжение в момент открытия клапана, которое должно быть 9,3±1,3 кПа.
Для контроля и регулировки газовой аппаратуры используют следующие показатели: максимальное давление в баллонах 20 МПа; давление газа после редуктора высокого давления 0,90…1,15 МПа; давление срабатывания предохранительного клапана редуктора высокого давления — 1,4…1,7 МПа; давление, при котором должен срабатывать выключатель контрольной лампы указателя давления газа — 0,45…0,55 МПа;
1-вакуумная полость; 2-патрубки; 3-заглушка; 4-вакууметр; 5-кран
Рисунок 2.41 — Схема проверки герметичности вакуумной полости дозирующе-экономайзерного устройства
давление газа, регулируемое первой ступенью редуктора низкого давления, равно 0,18…0,22 МПа; разрежение в разгрузочном устройстве, при котором открывается клапан второй ступени, 700…800 Па; разряжение открытия клапана ДЭУ-800…1000 Па при давлении в нагнетательной полости — 4…5 кПа; частота вращения коленчатого вала срабатывания системы синхронного выключения подачи газа при отключении подачи запальной дозы дизельного топлива — 2250…2660 мин -1 .
В карбюраторе-смесителе (смесителе) с помощью винтов регулируют частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу (500…600 мин -1 ). Проверка герметичности системы питания на автомобиле осуществляется с помощью передвижной установки ЦПКТБ-К277, позволяющей непосредственно на автомобиле зафиксировать манометром падение давления в системе питания, которое должно быть не более 0,01 МПа в течение 15 минут. Установка обеспечивает проверку герметичности газовой магистрали, РНД, вентилей, электромагнитных клапанов, определение работоспособности и регулировку редуктора. Для ТО и ТР газовой аппаратуры, снятой с автомобиля, используется установка ЦПКТБ-К278. Для выполнения работ ТО и ТР применяются также комплекты инструмента мод. ЦПКТБ-И139 и мод. ЦПКТБ-И149, тележку для снятия и транспортировки баллонов, сигнализатор утечки газа и др.
Порядок пуска двигателя заключается в том, чтобы он производился на одном из видов топлива — жидком или газовом. Для этого, при переводе двигателя с бензина на газ и обратно, необходимо на работающем двигателе установить переключатель вида топлива в положение «0». После этого выработать топливо из системы (пока двигатель не начнет работать неустойчиво), а затем перевести переключатель в требуемое положение (газ или бензин). Желателен пуск двигателя после полной выработки топлива из системы и остановки двигателя. Работа двигателя на двух видах топлива запрещена. Пуск двигателя на газе при низких температурах затруднен или вообще невозможен. Поэтому его осуществляют на бензине или обогащенной газовоздушной смеси, для чего нужно нажать на шток диафрагмы редуктора низкого давления на 3…5 с. Пуск дизельного двигателя производится только на жидком топливе. Для перевода на газодизельный режим необходимо прогреть двигатель, открыть вентили, переключатель установить в положение газ, убедиться в поступлении газа в систему (стрелка манометра покажет давление 0,2…0,4 МПа) и готовности к работе (загорится контрольная лампа). Пуск двигателя на газе невозможен из-за недостаточной температуры в цилиндрах для самовоспламенения.
Основные правила техники безопасности при эксплуатации ГБА заключаются в следующем. Хранение ГБА (при наличии смешанного подвижного состава) предусматривается на отдельной площадке. В помещениях, где проводятся работы ТО и ТР ГБА (СНГ) не допускается устройство подземных сооружений, в т.ч. осмотровых канав. Помещения по ТО и ТР ГБА должны иметь системы контроля воздушной среды, аварийного освещения, принудительной вентиляции. На территории АТП должны быть под навесами посты для слива СНГ или выпуска СПГ с последующей дегазацией системы питания инертным газом. Баллоны должны храниться под навесом или в шкафах. ТО и ТР газовой системы должны выполняться на специализированных постах в помещении с другими постами аналогичного назначения, если не предусматривается пуск и работа на газе. При регулировке газовой аппаратуры на работающем двигателе используются посты в отдельных помещениях. Сварочные и окрасочные работы необходимо проводить при снятых или дегазированных баллонах.
Заправляет автомобиль оператор заправочной станции. При этом водитель должен покинуть кабину, выключив зажигание и включив стояночный тормоз. Объем заправки баллона СНГ не должен превышать 90%, а давление в баллонах c СПГ при заправке не должно быть более 20 МПа.
К эксплуатации ГБА допускаются водители, прошедшие обучение, сдавшие экзамен и получившие специальное удостоверение. Повторные проверки их знаний должны проводиться 1 раз в 2 года специальной комиссией автотранспортного предприятия (АТП). Запрещается эксплуатация ГБА с нарушенной герметичностью системы питания, а также с истекшим сроком периодического освидетельствования баллонов. Запрещается пользоваться открытым пламенем для подогрева или проверки герметичности системы, производить ТО и ремонт узлов, имеющих газ под давлением. После стоянки перед пуском двигателя необходимо открыть капот для проветривания подкапотного пространства. Автомобиль должен иметь огнетушители и кошму.
К работам ТО и ТР допускаются лица, прошедшие подготовку и имеющие соответствующее удостоверение. Ремонтировать газовую аппаратуру на автомобиле можно только при снижении давления до атмосферного. При работе двигателя на газе допускается регулировать только карбюратор-смеситель (смеситель). При выполнении работ нельзя допускать искрения, ударов металлическими предметами по приборам системы питания, применять неисправный инструмент.
Источник статьи: http://helpiks.org/3-8255.html
Техническое обслуживание двигателя ЗМЗ-40524
Для обеспечения надлежащего технического состояния, постоянной готовности двигателя к работе и поддержания его высоких эксплуатационных качеств необходимо применять топливо, масло и охлаждающую жидкость, рекомендуемые настоящим Руководством, и своевременно выполнять работы по техническому обслуживанию.
Виды технического обслуживания двигателя ЗМЗ-40524
Виды технического обслуживания:
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО).
Техническое обслуживание в период обкатки:
техническое обслуживание после пробега первой 1000 км
(выполняется между 900-1100 км);
техническое обслуживание после пробега первых 2000 км
(выполняются между 1900-2100 км).
Периодическое техническое обслуживание:
первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СО).
Периодичность обслуживаний ТО-1 и ТО-2 устанавливается в зависимости от категории условий эксплуатации автомобиля — в соответствии с ГОСТ 21624.
Категория условий эксплуатации
Периодичность технического обслуживания, км
Ежедневное обслуживание (ЕО) проводить каждый день перед первым запуском двигателя для проверки готовности двигателя к работе.
Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год — осенью совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2 для подготовки двигателя к смене сезона эксплуатации. Расчетная периодичность СО — 50 000 км пробега автомобиля.
Отклонение от километража, определяющего периодичность технических обслуживаний ТО-1, ТО-2 допускается в пределах 500 км.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) двигателя ЗМЗ-40524:
Содержание работ
Технические требования
Инструмент, материалы
Проверить уровень:
— масла в картере двигателя;
Уровень масла должен находиться между метками «MIN» и «MAX» стержневого указателя при нахождении автомобиля на ровной горизонтальной площадке
Визуально
— жидкости в системе
Уровень охлаждающей жидкости в
Визуально
Содержание работ
Технические требования
Инструмент, материалы
герметичность систем питания, смазки, охлаждения и вентиляции картера
расширительном бачке на холодном двигателе должен быть не ниже метки MIN и не выше верхней кромки хомута бачка
Подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости или прорыв газов не допускаются. При необходимости устранить подтяжкой соединений
Визуально
Техническое обслуживание двигателя ЗМЗ-40524 в период обкатки:
Техническое обслуживание после пробега первой 1000 км
Содержание работ
Технические требования
Инструмент, материалы
Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление:
других доступных болтовых соединений двигателя
Заменить масло в двигателе и масляный фильтр
Ослабление креплений не допускается
См. «Техническое обслуживание»
Ключи 13, 14, 15 мм
24 мм, Sвн=6 мм Ключ 14 мм
Ключи 14, 17 мм Ключ Sвн=5 мм Ключи 12, 36 мм
Масло, ёмкость для слива масла, ключ: 24 мм, съемник фильтра типа 38/1-140 ф.«Gedore»
впускной трубы и выпускного коллектора к двигателю;
фланца приемной трубы глушителя;
генератора и шкива на его валу;
топливопровода с форсунками;
шкива-демпфера коленчатого вала к коленчатому валу;
Техническое обслуживание после пробега первых 2000 км
Содержание работ
Технические требовани
Инструмент, материалы
Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление:
— впускной трубы и выпускного коллектора к двигателю;
Ослабление допускается
креплений
Ключи 13, 14, 15 мм
Содержание работ
Технические требования
Инструмент, материалы
— топливопровода с форсунками;
Ключ Sвн=5 мм
— генератора и шкива на его валу, стартера, электропроводов.
24 мм, Sвн=6 мм
Проверить:
— работу гидронатяжителей на работающем двигателе, прослушивая зоны крышек гидронатяжителей на наличие стуков на режиме сброса оборотов с 2500 мин -1 до минимальных оборотов холостого хода
Резко выделяющегося стука быть не должно. При выявлении стуков заменить дефектный гидронатяжитель
Стетоскоп
— содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах и минимальную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу
Проверку производить в соответствии с ГОСТ Р 52033. При несоответствии показателей устранить неисправность
Газоанализатор, диагностический тестер
Первое техническое обслуживание двигателя ЗМЗ-40524 (ТО-1)
Содержание работ
Технические требования
Инструмент, материалы
Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление:
Ослабление креплений не допускается
— топливопровода с форсунками;
Ключ Sвн=5 мм
— катушек зажигания.
Ключ 10 мм
Проверить:
— герметичность систем охлаждения, питания, смазки;
Подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости не допускаются. При
необходимости устранить подтяжкой соединений.
Визуально Отвертка
— содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах и минимальную частоту вращения коленчатого вала.
Проверку производить в соответствии с ГОСТ Р 52033. При несоответствии показателей устранить неисправность
Газоанализатор, диагностический тестер
Заменить:
— масло в двигателе и масляный фильтр;
См. «Техническое обслуживание»
Масло, ёмкость для слива масла, ключ: 24 мм, съемник фильтра типа 38/1-140 ф.«Gedore»
— свечи зажигания;
Перед установкой новых свечей
Свечной ключ
Содержание работ
Технические требования
Инструмент, материалы
— охлаждающую жидкость с промывкой системы охлаждения.
проверить зазор (0,7-0,85 мм) и при необходимости откорректировать
«Cool Stream Standard» — через каждые 2 года;
«Лена», Тосол — 3 года; Термосол — 10 лет
Антифриз, ёмкость для слива
охлаждающей жидкости
Второе техническое обслуживание двигателя ЗМЗ-40524 (ТО-2)
Содержание работ
Технические требования
Инструмент, материалы
Выполнить работы ТО-1
Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление:
Ослабление креплений не допускается
Прорыв картерных газов не допускается. При необходимости устранить подтяжкой соединений.
Наличие расслоений, трещин и других дефектов не допускается
Расслоение и разрыв подушек не допускается
Ключи 12, 13, 14 мм, Sвн=6 мм
Диагностический тестер
впускной трубы, выпускного коллектора, фланца приемной трубы глушителя, масляного картера;
шкива-демпфера к коленчатому валу;
водяного насоса и корпуса термостата;
генератора и стартера.
герметичность системы вентиляции картера;
состояние ремня привода агрегатов, при необходимости заменить;
состояние подвески двигателя;
Содержание работ
Технические требования
Инструмент, материалы
Очистить:
— отверстие дренажной полости и пароотводящее отверстие водяного насоса;
Отверстия водяного насоса должны быть свободны от загрязнения
Металлический стержень Ø 2-3 мм
— корпус воздушного фильтра и заменить фильтрующий элемент (через каждые 40 000 км);
Наличие загрязнений, отложений на внутренней поверхности корпуса фильтра не допускается
Ветошь, керосин, сжатый воздух
— детали системы вентиляции картера (через каждые 40 000 км).
См. «Техническое обслуживание»
Отвертки шлицевая и крестовая,
Бензин или керосин, ветошь, сжатый воздух
(через каждые 80 000 км);
фильтр тонкой очистки топлива
сетчатый фильтр электробензонасоса погружного модуля (через каждые 40000 км)
Сезонное техническое обслуживание двигателя ЗМЗ-40524 (СО)
Содержание работ
Технические требования
Инструмент, материалы
Проверить и, при необходимости, подтянуть крепление картера сцепления
Ослабление креплений не допускается
Ключи 14, 17 мм
Проверить плотность охлаждающей жидкости (осенью)
См. «Техническое обслуживание»
Ареометр, термометр
Уход за системой смазки двигателя ЗМЗ-40524
Уход за системой смазки заключается в ежедневной проверке уровня масла и герметичности системы, периодической замене масла и масляного фильтра.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Следует применять только рекомендованные моторные масла. От этого зависит долговечность деталей двигателя.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ смешивание моторных масел различных торговых марок и фирм. При переходе на масло другой марки или другой фирмы промывка системы смазки промывочными или заменяющими маслами обязательна.
Проверку уровня масла производить ежедневно перед первым запуском двигателя, при этом автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной площадке. После остановки двигателя уровень масла следует проверять не ранее, чем через 10 минут, чтобы оно успело стечь в масляный картер.
Уровень масла должен находиться между этими метками«MAX» и «MIN». При эксплуатации автомобиля по пересеченной местности уровень масла следует поддерживать вблизи метки «MAX», не превышая ее.
При необходимости долить масло. Доливку производить через маслоналивной патрубок, расположенный в крышке клапанов и закрытый крышкой. Смешивание масел разных марок не допускается, так как эксплуатационные свойства смеси масел ухудшаются.
Смену масла производить через каждые 10000 км пробега с одновременной заменой масляного фильтра. Слив масла производить на прогретом двигателе. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает.
Для замены масла установить автомобиль на ровной площадке или эстакаде и отвернуть сливную пробку на масляном картере двигателя. Перед этим открыть крышку маслоналивного патрубка. Масло стекает не менее 10 мин. При сливе масла соблюдайте осторожность — масло может быть очень горячим. Завернуть пробку.
Перед заворачиванием пробки сливного отверстия проверить состояние уплотнительной прокладки. Поврежденную прокладку необходимо заменить новой.
Одновременно со сменой масла необходимо заменить масляный фильтр. Перед установкой нового фильтра смазать моторным маслом резиновую прокладку фильтра. Завернуть фильтр до касания резиновой прокладкой опорной поверхности, после чего довернуть фильтр рукой на 3/4 оборота.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Предприятием-изготовителем на двигатели устанавливается масляный фильтр уменьшенного объема, который должен быть заменен при проведении технического обслуживания после пробега первой 1000 км на один из рекомендованных фильтров.
При смене масляного фильтра проверить затяжку штуцера масляного фильтра, при необходимости подтянуть.
Залить свежее масло до верхней метки на указателе уровня масла и закрыть маслоналивной патрубок крышкой, затем пустить двигатель. После выключения лампы сигнализатора аварийного давления масла остановить двигатель, убедиться в отсутствии течи масла из-под прокладки фильтра. Дать маслу стечь в картер в течение 10 минут и еще раз проверить уровень масла. При необходимости долить.
При замене одной марки масла на другую, а также при сильно загрязненном слитом масле или наличии механических примесей в нем перед заправкой свежим маслом необходимо промыть систему смазки двигателя. Для промывки системы смазки двигателя необходимо:
слить из картера прогретого двигателя отработавшее масло;
залить специальное промывочное или заменяющее масло на 2-4 мм выше верхней метки «MAX» указателя;
пустить двигатель и дать ему поработать на минимальной частоте вращения коленчатого вала не менее 10 минут;
слить специальное промывочное или заменяющее масло;
заменить масляный фильтр;
залить свежее масло по метку «MAX» указателя;
пустить двигатель. После выключения лампы аварийного давления масла остановить двигатель и через 10 минут проверить уровень масла. При необходимости долить масло.
Уход за системой вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524
Уход за системой вентиляции картера заключается в периодической промывке и очистке каналов и шлангов.
Работу системы вентиляции картера можно проверить следующим образом: при работе двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода должно быть разрежение в картере двигателя, но не более 500 Па . Это определяется с помощью водного пьезометра, соединенного с картером двигателя через трубку указателя уровня масла.
Давление картерных газов возможно вследствие закоксовывания каналов системы вентиляции или залипания диафрагмы клапана разрежения и полного перекрытия канала отсоса картерных газов, либо повышенном прорыве газов в картер двигателя.
При разрежении в картере двигателя более 50 мм.вод.ст. (500 Па) проверить состояние деталей клапана разрежения. Поврежденную диафрагму заменить.
При повышенном расходе масла на угар следует обратить внимание на герметичность маслоотражателя и засорение отверстий трубок слива масла маслоотражателя. Негерметичность маслоотражателя или его установки приведет к проходу части картерных газов с масляным туманом минуя лабиринт маслоотделителя, неполному отделению масла, его отсосу с картерными газами в цилиндры двигателя и угару. Устранять дефект следует установкой маслоотражателя на герметик или его заменой.
Через каждые 40000 км пробега или в случае наличия давления картерных газов следует провести очистку деталей системы вентиляции:
снять шланги вентиляции с трубкой вентиляции и крышку клапанов. Снять маслоотражатель с крышки клапанов, снять крышку клапана разрежения, вынуть диафрагму и пружину. Осмотреть снятые детали. Разрывы и повреждения диафрагмы, повреждения деталей, приводящие к нарушению герметичности, должны отсутствовать;
очистить от смолистых отложений и нагара промывкой в бензине или керосине каналы крышки клапанов, маслоотражатель, отверстия сливных трубок маслоотражателя, диафрагму и пружину клапана разрежения, каналы в шлангах и трубке вентиляции. При промывке не допускается использовать растворители, приводящие к разъеданию деталей из пластмассы и резины;
протереть насухо детали ветошью или продуть сжатым воздухом, собрать крышку клапанов и установить снятые детали на двигатель. При сборке обеспечить герметичность соединений.
Уход за системой охлаждения двигателя ЗМЗ-40524
Уход за системой охлаждения заключается в ежедневной проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке и герметичности системы, очистке отверстий водяного насоса и периодической замене охлаждающей жидкости.
Меры предосторожности
При обслуживании системы охлаждения следует иметь в виду, что охлаждающая жидкость ядовита и огнеопасна, так как в своем составе содержит этиленгликоль, обладающий ядовитым и наркотическим действием и способностью проникать в организм через кожу.
При попадании в организм через рот охлаждающая жидкость вызывает хроническое отравление с поражением жизненно важных органов человека (действует на сосуды, почки, нервную систему).
Поэтому при использовании охлаждающей жидкости необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
не засасывать жидкость ртом при ее переливании;
во время работы с охлаждающей жидкостью не курить и не принимать пищу;
в тех случаях, когда при работе возможно разбрызгивание охлаждающей жидкости, пользоваться защитными очками;
открытые участки кожи, на которые попала охлаждающая жидкость, необходимо промыть водой с мылом.
Проверку уровня охлаждающей жидкости производить ежедневно перед первым запуском двигателя. Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть не ниже метки MIN и не выше верхней кромки хомута бачка. При необходимости долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости имеют высокий коэффициент теплового расширения — при увеличении температуры их объем существенно увеличивается. В связи с этим следует проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке только на холодном двигателе и не следует заливать жидкость в расширительный бачок выше максимального уровня.
Перед добавлением охлаждающей жидкости рекомендуется замерить ее плотность в расширительном бачке. При увеличении плотности уровень охлаждающей жидкости понизился в результате испарения воды. В этом случае для сохранения плотности и температуры замерзания охлаждающей жидкости следует доливать дистиллированную воду.
При неизменной плотности уровень охлаждающей жидкости понизился в результате утечки охлаждающей жидкости. В этом случае следует доливать
охлаждающую жидкость. В случае частой доливки проверить герметичность системы и устранить подтекание.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Не допускается использование воды в качестве охлаждающей жидкости. Применение воды приводит к появлению коррозии и образованию накипи, которая забивает протоки в головке, блоке цилиндров и радиаторе, из-за чего ухудшается циркуляция жидкости и теплоотвод от деталей двигателя. Это, в результате, приводит к систематическому перегреву, интенсивному износу деталей и выходу двигателя из строя. В холодное время года замерзание воды в системе охлаждения может привести к поломке блока цилиндров, головки цилиндров и радиатора.
Проверку плотности охлаждающей жидкости производить при сезонном обслуживании перед началом зимней эксплуатации с помощью ареометра и термометра, которая при температуре жидкости плюс 15-25 ºС должна быть следующей:
«Cool Stream Standard 40» . 1,068-1,072 г/см 3
«Cool Stream Standard 65» . 1,083-1,085 г/см 3
ОЖ-40 «Лена», Тосол-А40М . 1,075-1,085 г/см 3
ОЖ-65 «Лена», Тосол-А65М . 1,085-1,100 г/см 3
Термосол марки А-40. 1,070-1,090 г/см 3
Термосол марки А-65. 1,075-1,095 г/см 3
При другой температуре жидкости произвести корректировку измерения. При несоответствии плотности указанным величинам заменить охлаждающую жидкость.
Замену охлаждающей жидкости необходимо производить в связи с тем, что она начинает терять антикоррозионные свойства. Период замены охлаждающих жидкостей «Cool Stream Standard» — два года, «Лена» и Тосол — три года, Термосол — десять лет.
Рекомендуется раз в сезон проверять охлаждающую жидкость на помутнение. Для этого слить около 50 мл охлаждающей жидкости из блока цилиндров. Если жидкость значительно помутнела, значит начался интенсивный процесс коррозии. В данном случае необходимо незамедлительно заменить охлаждающую жидкость с обязательной промывкой всей системы, как указано далее.
Замену охлаждающей жидкости необходимо производить с промывкой системы охлаждения для лучшего удаления остатков старой охлаждающей жидкости, так как присадки свежей охлаждающей жидкости могут вступить в реакцию со старой жидкостью и ресурс свежезалитой охлаждающей жидкости в этом случае будет меньше. Для промывки использовать чистую дистиллированную или мягкую (содержание солей не более 6 мг-экв/л) воду.
Порядок замены охлаждающей жидкости
Слить охлаждающую жидкость, для чего необходимо:
установить автомобиль на горизонтальную площадку;
открыть краник подачи охлаждающей жидкости в отопитель;
снять пробку расширительного бачка;
слить охлаждающую жидкость, открыв сливные краники блока цилиндров и радиатора;
закрыть сливные краники.
Промыть систему охлаждения в следующем порядке:
заполнить систему охлаждения чистой дистиллированной или мягкой водой и завернуть пробку расширительного бачка;
запустить двигатель и прогреть его при средней частоте вращения коленчатого вала до температуры открытия термостата (выше плюс 84 С), для циркуляции жидкости через радиатор, дать двигателю поработать 5-7 мин;
заглушить двигатель и слить воду;
закрыть сливные краники и повторить вышеперечисленные операции промывки еще один раз, используя свежую воду.
Произвести заправку системы охлаждения в следующей последовательности:
открыть кран подачи охлаждающей жидкости в отопитель;
заполнить свежей охлаждающей жидкостью рекомендуемой марки расширительный бачок на уровне верхней кромки хомута бачка. Жидкость заливать медленно, непрерывной струей;
если уровень жидкости в расширительном бачке перестал понижаться, энергично сжать 2-3 раза нижний шланг радиатора.
Из-за наличия воздуха в системе залить всю норму заправки жидкости без пуска двигателя невозможно. Для удаления воздушных пробок после заливки свежей охлаждающей жидкости сделать следующее:
запустить двигатель, прогреть до температуры выше плюс 84 С, когда термостат откроет проход жидкости в радиатор. После уменьшения уровня жидкости в расширительном бачке долить в него охлаждающую жидкость и закрыть пробку бачка;
заглушить двигатель, дать ему остыть, снова довести уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы и закрыть пробку расширительного бачка;
прогреть двигатель до температуры выше плюс 84 С и поработать на холостом ходу с перегазовками в течение 10-15 мин с частотой вращения коленчатого вала не выше 3000 об/мин и снова довести уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы.
Очистку отверстий водяного насоса от загрязнения необходимо производить при каждом ТО-2. Загрязнение отверстий приведет к прониканию охлаждающей жидкости в подшипник водяного насоса и быстрому выходу его из строя. Очистку производить металлическим стержнем диаметром 2-3 мм.
Проверку состояния ремня привода агрегатов следует производить при ТО-2. При появлении трещин, расслоении и других дефектах ремень заменить.
Для замены ремня следует:
отвести ролик автоматического механизма натяжения ключом за болт крепления ролика в его крайнее положение;
вставить фиксирующий штифт (Ø 4 мм и длиной 55 мм) в отверстие механизма натяжения до упора;
освободить ролик, который при этом зафиксируется штифтом в крайнем положении;
заменить ремень привода агрегатов;
незначительно отвести ролик ключом, ослабив зажим штифта, и вынуть штифт пассатижами;
подвести ролик к ремню и освободить ролик. Ремень натянется механизмом натяжения.
При необходимости проверки исправности автоматического механизма натяжения следует при снятом ремне проверить плавность перемещения кронштейна с роликом из одного крайнего положения в другое. В случае заедания заменить механизм. Рекомендуемая периодичность замены автоматического механизма натяжения ремня — 100000 км.
Уход за системой питания двигателя ЗМЗ-40524
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Перед ремонтом и обслуживанием элементов топливной системы необходимо сбросить давление в системе. Для чего, отсоединить колодку жгута проводов питания электробензонасоса погружного модуля, запустить двигатель и дать ему поработать до выработки топлива.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ
отсоединять подающий топливопровод на работающем двигателе!
Обязательным условием надежной работы системы питания является чистота ее приборов и узлов.
Следует тщательно проверять герметичность соединений топливопровода. Эта проверка должна проводиться при хорошем освещении и работающем на холостом ходу двигателе. Подтекание топлива создает опасность пожара.
Необходимо заменить: фильтр тонкой очистки топлива (через 80000 км), сетчатый фильтр модуля погружного электробензонасоса (через 40000 км).
Для замены сетчатого фильтра модуля погружного электробензонасоса необходимо:
отсоединить топливопроводы от модуля электробензонасоса;
отсоединить и снять топливный бак (для фургонов и автобусов);
отвернуть восемь винтов крепления прижимного кольца и вынуть модуль погружного электробензонасоса из топливного бака;
отсоединить от модуля и снять противоотливной стакан;
заменить сетчатый фильтр и установить противоотливной стакан.
Установку модуля погружного электробензонасоса необходимо проводить в порядке, обратном снятию.
Уход за системой впуска воздуха двигателя ЗМЗ-40524
Уход за системой заключается в периодической очистке корпуса воздушного фильтра и замене его фильтрующего элемента. Заменять
фильтрующий элемент воздушного фильтра также необходимо при снижении мощности двигателя при эксплуатации автомобиля по запыленной местности
Через 20 тыс. км пробега снять воздушный фильтр с автомобиля, разобрать, очистить корпус, продуть фильтрующий элемент.
Через 40 тыс. км пробега снять воздушный фильтр с автомобиля, разобрать, очистить корпус, установить новый фильтрующий элемент.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Во время проведения работ по обслуживанию воздушного фильтра необходимо тщательно предохранять впускные шланги от попадания посторонних предметов, грязи и песка.
Источник статьи: http://zinref.ru/avtomobili/Gaz/001_00_gazel_sobol_zmz_40524_evro_3_2008/009.htm