Тех размеры шатунов для двигателей тойота

Необходимые размеры шатунов

В этот раз речь пойдет в большей степени о размерах шатунов которые следует учитывать при проектировании двигателя. Рассмотрим варианты установки как стоковых шатунов так и варианты с заменой на подходящие и особенности этой модернизации. Возможно из предыдущего поста Какой шатун выбрать вы решили устанавливать подходящие по прочности и весу шатуны и они отличаются от рекомендуемых производителем, то на пути установки могут возникнуть некоторые сложности, описанные в этом посте. Разберемся какие размеры стоит соблюдать и какие работы по замерам предстоит произвести.

Длина шатуна от центра к центру

Длина шатуна — это расстояние от центра верхней головки шатуна до центра нижней головки.

Измерение длинны шатуна для каждого цилиндра обусловлено необходимостью иметь одинаковый подъем поршня относительно плоскости блока цилиндров. Это позволит получить одинаковую степень сжатия, что очень важно при тонкой настройки всего двигателя.

Итак, для измерения собирается кривошипно-шатунный механизм, но без поршневых колец. Медленно проворачивается коленвал до подъема поршня к верхней мертвой точке, измеряется размер от плоскости блока до плоскости поршня, записывается размер и так же повторяем замер для остальных поршней находящихся в ВМТ, проворачивается коленвал до подъема остальных поршней и проводится точно такой же замер. Даже при заводской сборке можно наблюдать разброс в этих замерах, и производитель устанавливает допуски не критичные для этого двигателя. Однако если разброс ощутимый или же мы хотим тщательно подогнать размеры, есть много вариантов добиться необходимого путем перестановки поршней на шатунах или даже перестановки самих шатунов на коленвале. После того как мы добились желаемого, стоит учитывать, что развесовка нарушена и следует решать уже другую задачу, но об этом в другом посте. Точная подгонка размерности и веса очень долгая и кропотливая работа.

Читайте также:  Самодиагностика двигателя тойота премио

Размер между головкой шатуна и дном поршня

Верхняя головка шатуна не должна касаться на какой части поршня. При сборке поршень/шатун проверяется каждая группа, если используются оригинальные детали обычно не вызывает ни каких проблем. Следует учитывать тепловое расширение поэтому минимальный зазор от головки шатуна до любой части в поршне не должен быть меньше 2 мм.

Проверяем зазор между головкой шатуна и отливами в поршне для пальца. Зазор может быть в пределах нормы, но после установки на коленвал головка шатуна может касаться поршня, это обусловлено положением коленвала. Поэтому зазор проверяется в собранном состоянии и не должен быть в пределах 1-2 мм. Очень часты так и происходит, что после сборки шатуны прижимают поршни. Это решается пропилом касаемой части поршня или части шатунной головки. Только после всех подгонок описанных выше и замера между поршнем и клапаном( описание ниже) можно приступать к развесовке коленвала.

Размер между шатуном и блоком

Об этом стоит задуматься обычно при использовании строкер коленвала или с использованием алюминиевых шатунов, потому что они толще и объемнее. Полностью собирается поршневая группа и коленвал в блок, проворачиваем и если есть касание блока шатунами, то следует проточить сам блок обеспечив зазор по крайней мере 2 мм.

Размер между поршнем и клапанами

После всех манипуляций по доводке поршневой группы обращаем внимание на клапанный механизм. Для этого устанавливаем собранную головку блока и настраиваем фазы. После этого проводим проверку касания клапанов плоскости поршня осторожным проворачиванием коленвала. Если почувствуется усилие, следует остановиться и с помощью маленького фонарика по возможности обнаружить место касания. Есть и другой вариант, более точный. Для этого на очищенные клапана от масел и загрязнений наносится полоска глины толщиной примерно 3мм и повторяем прошлую процедуру. Для точности измерения если ранее не было обнаружено касаний, коленчатый вал раскручивают до полвины максимальных оборотов и после этого снимается головка для замера сжатой глины. Тут зазор от любой части клапана до поршня должен составлять не менее 1.5 мм. Вообще об этом стоит подумать за ранее при выборе коленвала, шатуна, поршня, распредвала. Однако если размер не очень большой, то это решается удалением лишнего метала в местах касания. Возможно удалить лишний метал как с клапана, так и с поршня. Рассматривается вариант эксцентриковой втулки в верхних головках шатунов или проточкой нижних крышек шатунов. Или рассмотреть вариант с другими фазами газораспределения, другим распредвалом.

Размеры шатунных вкладышей

Постараюсь доходчиво описать метод измерения. Перед всеми манипуляциями следует проверить все шейки коленвала на эллипс, задиры и толщину. Измерять следует все шейки, так как они могут отличаться даже на новом коленвале. После всех замеров решаем, что нужно делать. Если был обнаружен эллипс, это означает неравномерный износ шейки и следует восстанавливать перешлифовкой. Состояние шеек коленвла влияет на срок службы вкладышей, например, 100% — новый двигатель; 58% — первая замена вкладышей; 44% — вторая замена; 29% — третья замена без ремонта коленвала. И так один из вариантов в котором можно обойтись без точного измерительного инструмента. Для этого нам понадобятся специальная пластичная калибровочная проволока, например PLASTIGAUGE и новые вкладыши, тут можно ознакомиться с инструкцией

Так вот после установки пластичного калибра шатун стягивается болтами необходимым моментом, без смещения шатуна. Затем по откалиброванной шкале выявляется зазор. Следует так же измерить зазор приложив калибр на шейку коленвала через 90 градусов. Из полученных значений выносится решение о применении подходящих вкладышей.

Не буду заострять внимание на зазоре между шатуном и бугелем на блоке двигателя, отмечу лишь что зазор должен быть в пределах 0.35-0.5мм, легко можно измерить набором щупов. возможно при использовании алюминиевых шатунов зазор теоретически может быть больше в виду их большего температурного расширения.

Формы шатунов

Шатуны обычно имеют конструкцию I-или H-формы. Реже используются + формы, чаще на дизельных двигателях.

Разновидность крестообразной формы шатуна

Такая форма позволяет снизить вес шатуна не теряя его прочности. Форма шатуна обуславливается сопротивлением воздушному потоку во время работы и прилипаемости масла. Какая форма лучше? В теории шатуны H-формы более прочные, но в действительности H-форма может быть легче имея такую же прочность как I-форма. С точки зрения сопротивления воздуха (масло, цепляющаяся за шатун во время эксплуатации), I-форма теоретически лучше.

Источник статьи: http://www.enginepower.pro/blogi/41-neobkhodimye-razmery-shatunov.html

Тех размеры шатунов для двигателей тойота

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 19

76 Двигатель — механическая часть

— Вставьте плоскую отвертку в вы­

точку «А» и аккуратно извлеките сто­

б) Постепенно нагрейте поршень до

в) С помощью пластикового молотка

и латунной выколотки легкими уда­

рами Выпрессуйте поршневой палец

из поршневой головки шатуна.

• Не разукомплектовывайте пор­

шень и поршневой палец.

• Разложите детали поршневой

группы в требуемом порядке.

Проверка состояния поршня

1. Очистите поршень.

а) Скребком удалите нагар и угле­

родные отложения с днища поршня.

б) Очистите канавки поршня от от­

ложений куском сломанного кольца.

в) Растворителем и мягкой волося­

ной щеткой окончательно очистите

Внимание: не применяйте металли­

ческую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые

А. Проверьте зазор поршень-цилиндр.

Внимание: существует 3 размерных

группы номинального диаметра порш­

ня, обозначаемые цифрами «1», «2» и «3»

соответственно. Метка набивается

на днище поршня (как правило, в цен­

тре), как показано на рисунке. Для не­

которых двигателей (в частности,

для двигателя 4A-GE) эта метка мо­

жет быть смещена по направлению к

передней части двигателя.

4A-GE (АЕ101, АЕ111). 1 — к передней

части двигателя, 2 — метка «перед»,

3 — мотка диаметра отверстия под

поршневой палец, 4 — метка диамет­

Обратите внимание на метку «перед»

(стрелку или выемку), по которой пор­

шень должен устанавливаться в ци­

a) (4A-FE(AE101 и АТ190), 5A-F, 5А-

FE и 7A-FE)
Микрометром измерьте диаметр

поршня на расстоянии 24,5 мм от

поверхности днища поршня, как по­

казано на рисунке.

(4A-F, 4A-FE (AE92, AE95, AT171 и

AT180) и 4A-GE (АЕ92, AW11 и
АТ160))

Микрометром измерьте диаметр
поршня на расстоянии, заданном от
нижней кромки юбки поршня, как по­
казано на рисунке.

Это расстояние составляет:

4A-F, 4A-FE 38,5 мм
4A-GE(AE92, AW11, АТ160). 42,0 мм

Источник статьи: http://zinref.ru/avtomobili/Toyota/200_01_00_toyota_dvigateli_4A-F_5A-F_4A-FE_4%D0%90-G%D0%95_5%D0%90-F%D0%95_7A-FE/019.htm

Тех размеры шатунов для двигателей тойота

PowerGhost » Вс дек 29, 2013 3:50 pm

Господа подскажите размеры деталей КШМ двигателей 3А, 4А, 7А
А именно:
— диаметр коренных и шатунных шеек коленвала, их ширина.
— длина шатуна (по центрам отверстий)
— диаметр поршневого пальца (плавающий или нет), расстояние от центра пальца до днища поршня.
— размеры клапанов (особенно диаметр тарелки)

НА крайний случай их взаимозаменяемость.

На данный момент найдена такая информация:

Для двигателей Тойота: 1а, 2а, 3а, 4а, 5а
1. Диаметр НГШ=43,004 ( допуск+0,02)
2. Диаметр шат.шейки=39,999 ( допуск-0,02 )
3.Ширина шат.вкладыша=17,1мм
4. Толщина шат.вкладыша=1,491мм
5. Длина шатунов: 4AFE — 123мм, 4AGE — 123мм, 7AFE — 132мм (правда незнаю насколько достоверные данные и что это за размер, толи общая высота толи по центрам)
6. Пальцы плавающие только на паре моторов 4AGE и 4AGEU.
7. Диаметр пальца 3A — 18мм, 4А(I,II) — 20мм., 4A(III) — 18мм., 7A — 20мм.
8. Поршень 3А,3AU:
диаметр — 77,5 мм.
CD — 31 мм.
TL — 60,9 мм.
Канавки под кольца — 1,5; 1,5; 2,8 мм.
Палец — 18 мм.
TL — 61 мм.
OEM №13101-15020
Teikin №46163

Поршень 5AF
диаметр — 78,7 мм.
CD — 30,5 мм.
TL — 59,5 мм.
Канавки под кольца — 1,5; 1,5; 3 мм.
Палец — 18 мм.
TL — 61 мм.
Tin coated, Anodized Crown
OEM №13101-15040
Teikin №46290

Поршень 4AGEC, 4AGEU (85-87гг)
диаметр — 81 мм.
CD — 30,5 мм.
TL — 61 мм.
Канавки под кольца — 1,5; 1,5; 2,8 мм.
Палец — 18 мм.
TL — 61 мм.
Tin coated
OEM №13101-16030
Teikin №46253

Поршень 4AFE, 4AG (93-95гг)
диаметр — 81 мм.
CD — 30,5 мм.
TL -55,8 мм.
Канавки под кольца — 1,2; 1,5; 3 мм.
Палец — 20 мм.
TL — 56,58 мм.
Tin coated
OEM №13101-16160; 13101-16201
Teikin №46262

Поршень 4AFE-II, 4AG (93-95гг)
диаметр — 81 мм.
CD — 30,5 мм.
TL — 55,8 мм.
Канавки под кольца — 1,2; 1,5; 3 мм.
Палец — 20 мм.
TL — 56,58 мм.
Tin coated
OEM №13101-16160M; 13101-16201M
Teikin №46266

Поршень 4AC, 4AELU (AE80) — судя по форме днища поршня — это 8-ми клапанный мотор
диаметр — 81 мм.
CD — 30,6 мм.
TL — 60,6 мм.
Канавки под кольца — 1,5; 1,5; 2,8 мм.
Палец — 18 мм.
TL — 61 мм.
OEM №13101-16010
Teikin №46269

Поршень 4AFE-III
диаметр — 81 мм.
CD — 30,5 мм.
TL — 61 мм.
Канавки под кольца — 1,5; 1,5; 3 мм.
Палец — 18 мм.
TL — 61 мм.
Tin coated
OEM №13101-16090; 13101-16110
Teikin №46271

Поршень 7AFE(93-97гг.)
диаметр — 81 мм.
CD — 30,4 мм.
TL — 55,6 мм.
Канавки под кольца — 1,2; 1,5; 3 мм.
Палец — 20 мм.
TL — 56,58 мм.
Tin coated
OEM №13101-16150
Teikin №46277

Поршень 4A-GEU
диаметр — 81 мм.
CD — 30,4 мм.
TL — 66 мм.
Канавки под кольца — 1,2; 1,5; 2,8 мм.
Палец — 20 мм. палец плавающий!
TL — 62 мм.
Tin coated
OEM №13101-16121
Teikin №46286

Поршень 4AGE, 4AGELC (88-91гг)
диаметр — 81 мм.
CD — 30,6 мм.
TL — 64,7 мм.
Канавки под кольца — 1,5; 1,5; 2,8 мм.
Палец — 20 мм. палец плавающий!
TL — 61 мм.
OEM №13101-16070
Teikin №46310

Поршень 4AGE
диаметр — 81 мм.
CD — 30,5 мм.
TL — 64,5 мм.
Канавки под кольца — 1,5; 1,5; 2,8 мм.
Палец — 18 мм.
TL — 61 мм.
Tin coated
OEM №13101-16020
Teikin №46618 (46318)

Источник статьи: http://www.clubcaribov.info/phpBB3/viewtopic.php?p=106818

Оцените статью
Все про машины