Техническая эксплуатация рулевой машины

Особенности эксплуатации рулевой машины.

Требования Регистра к рулевой машине.

Правилами Регистра сформулированы следующие основные требо­вания к рулевому устройству судна.

Рулевое устройство, или устройство с поворотной насадкой, должно иметь два привода: главный и вспомогательный.

При действии главного рулевого привода рулевое устройство должно обе­спечить маневрирование судна с перекладкой полностью погруженного руля (насадки) с борта на борт при максимальной скорости переднего хода; при этом время перекладки руля (насадки) с 35° одного борта на 30° другого борта не должно превышать 28 с.

Вспомогательный рулевой привод должен обеспечивать маневрирование судна с перекладкой полностью погруженного руля (насадки) с борта на борт при скорости переднего хода, равной максимальной скорости судна, но не менее 7 уз.; при этом время перекладки руля (насадки) с 15° одного борта на 15° другого борта не должно превышать 60с.

Каждый рулевой привод должен иметь конечный выключатель срабатывающий при перекладке руля на 35°.

Время перехода с основного привода на вспомогательный не должно превышать 60с.

Вспомогательного привода не требуется, если главный рулевой привод состоит из двух независимо действующих агрегатов, каждый из которых удо­влетворяет требованиям к главному приводу. Двигатели рулевых приводов должны допускать их перегрузку по моменту не менее 1,5 расчетного мо­мента в течение 1 мин.

Вспомогательный ручной привод должен быть самотормозящим или иметь стопорное устройство. Он должен обеспечить требования к нему при работе не более четырех человек с усилием на рукоятках штурвалане более 160 Н на каждого работающего.

Аварийный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля без ограничения по времени, при этом конструкция приводов должна обеспечивать переход с основного рулевого привода на аварийный за время не более 2 мин. — Рулевое устройство должно иметь тормоз или иное приспособление, обес­печивающее удержание руля в любом положении. На рулевом приводе должна быть шкала для определения действительного положения руля с ценой деления не более 1°.

Указатель положения руля должен быть в рулевой рубке и в румпельном отделении. Точность указателя нормируется: при нахождении пера руля в диаметральной плоскости судна точность указателя должна составлять не более 1°, при отклонении руля на 5° не более1,5°, при больших отклонениях не более 2,5°.

Все детали рулевого привода должны быть рассчитаны на усилия, соот­ветствующие моменту (кНм) на баллере не менее

,

где d — диаметр головки баллера, см; Rен — верхний предел текучести мате­риала баллера, МПа.

При этом напряжения в деталях привода не должны превышать 0,95 пре­дела текучести материала.

При действии расчетного крутящего момента приведенные напряжения в деталях рулевых приводов не должны превышать 0,4 предела текучести мате­риала.

Особенности эксплуатации рулевой машины.

От безотказности действия рулевого устройства зависят маневренность и безопасность судна, поэтому рулевая машина должна всегда содержаться в полной исправности. Ее эксплуатация и обслуживание производятся в соот­ветствии с правилами обслуживания и инструкцией завода-изготовителя.

Подготовка рулевой машины к действию производится по указанию вахтенного штурмана. Пробные пуски рулевой машины должны производиться за 2 ч до начала ее работы.

При подготовке к действию электрической рулевой машины необходимо:

произвести наружный осмотр машины и убедиться в исправном состоянии всех ее частей и отсутствии вблизи нее посторонних предметов; проверить со­стояние зубчатых секторов, их шестерен и буферных пружин; проверить нали­чие масла в корпусах червячных и цилиндрического редукторов; набить густой смазкой и поджать все колпачковые масленки. Смазать густой смазкой вручную секторные передачи механического и ручного приводов, коническую пару конечного выключателя и ручной привод тормоза; убедиться, что ручной тормоз освобожден, механический привод включен, а ручной привод выключен. Нужно убедиться в легкости включения механического и ручного приво­дов и застопорить рычаги муфт в нужных положениях.

Проверив рулевую машину и состояние ее изоляции, включают электродвигатель и перекладывают руль на правый и левый борта до крайних поло­жений для контроля действия конечных выключателей. Проверяют управление рулевой машиной со всех постов управления. Во время пробных перекла­док руля нужно убедиться в отсутствии каких-либо ненормальностей в ра­боте рулевой машины и системы управления.

Во время работы рулевой машины необходимо следить за плавностью ее работы, чтобы перекладка происходила без рывков, ненормального стука и скрипа; следить за смазкой трущихся частей машины, уровнем масла в кор­пусах редукторов, наличием смазки в колпачковых масленках и на открытых передачах. Нужно следить за состоянием изоляции, показаниями электропри­боров, точностью работы указателей положения руля.

Исправление повреждений рулевой машины допускается только при ее остановке.

При подготовке гидравлической рулевой машины к действию необходимо произвести наружный осмотр привода к баллеру, убедиться в исправном состоянии всех движущихся частей и отсутствии вблизи них посторонних пред­метов. Нужно проверить наличие смазки на направляющих балках и поджатие колпачковых масленок, периодически пополнять масленки и возобновлять смазку наружных трущихся частей. Проверяют состояние сальниковых уплот­нений и подтягивают крышки сальников в местах появления течи. Нужно про­верить уровень масла в пополнительных баках и при необходимости пополнить их маслом. Проверяют герметичность трубопроводов и их соединений, отсутствие течи и подтеканий. Проверяют положение запорных клапанов на трубопроводах согласно инструкции.

Перед пуском обычно проворачивают вручную насосы при нулевой по­даче и производят проверку их плотности. Для проверки плотности насоса переменной подачи необходимо установить насос на максимальную подачу и провернуть его вручную при закрытом клапане на нагнетательном трубопроводе. Если насос при этом не проворачивается, то плотность его элементов достаточна.

Производят пробный пуск рулевой машины включением электродвигателей насосов. Производят пробные перекладки руля из среднего положения на правый и левый борта и обратно в среднее положение, работая пооче­редно насосами № 1 и 2 и управляя ими поочередно со всех постов управ­ления.

Во время пробных перекладок руля необходимо: убедиться в отсутствии каких-либо неисправностей, пропусков масла; проверить согласованность по­казаний указателей положения руля со всех постов управления.

После окончания проверки нужно доложить о готовности рулевой ма­шины к действию.

Во время работы рулевой машины необходимо: следить за тем, чтобы машина работала плавно, без стуков и ненормального шума; следить за смазкой трущихся частей машины, не допуская их чрезмерного нагрева; следить за уровнем масла в пополнительных баках и резервной цистерне; следить за показаниями манометров цилиндров и насосов.

В случае длительной непрерывной работы машины нужно работать поочередно обоими насосами во избежание перегрева масла в работающем насосе, температура которого не должна превышать 50—60 °С.

Толчки и шум при работе насосного агрегата обычно происходят от наличия воздуха в магистрали, соединяющей насос с цилиндрами привода к баллеру. Для устранения этого при работающем насосном агрегате нужно выпустить воздух из системы через клапаны продувки у манометров высокого и низкого давления.

Повышение давления на манометре шестеренного насоса подпитки свыше 1,1—1,3 МПа происходит от засорения рабочего фильтра насоса. Нужно промыть фильтр. Для безотказной работы насосов их рабочие фильтры нужно чистить еженедельно.

Для нормальной работы рулевой машины большое значение имеет чистота масла в гидросистеме машины. Загрязнение масла может привести к выходу из строя насосов переменной производительности.

Для отечественных рулевых машин типа Р в качестве основной рабочей жидкости принято веретенное масло АУ, ГОСТ 1642—75, которое может быть заменено маслом АУ по ТУ 38-1-01-586—75 или маслом ХА (фригус), ГОСТ 5546—66. Для смазки подшипников и открытых трущихся частей применяется смазка «Литол-2Н» по ГОСТ 21150—75, которая может быть заменена на смазку ЭШ-176 или ЦИАТИМ-203.

При обслуживании рулевых машин и уходе за ними кроме общих пра­вил техники безопасности нужно соблюдать следующее. В случае ремонта рулевой машины при нахождении судна в море до начала ремонта необходимо разобщить машину с приводом и застопорить сектор (румпель) руля, чтобы рулевая машина не могла сдвинуться в результате ударов волн о перо руля.

Во избежание несчастных случаев и поломок запрещается производить на ходу обжатие и переборку сальников и арматуры, находящихся под дав­лением, протирку ветошью движущихся частей, замер зазоров и выборку слабины в узлах, находящихся в движении, и смазку деталей в труднодоступных местах.

Помещения рулевых машин должны быть оборудованы вдувной и вытяжной вентиляцией и средствами пожаротушения.

При разборке, ремонте, сборке узлов детали промывают бензином или уайт-спиритом. При этом запрещается пользоваться открытым огнем.

Работа с электрооборудованием допускается только при снятии напря­жения.

Лабораторная работа 3.

Изучение сепаратора нефтепродуктов. СЦ-1,5

Цель работы:Изучение центробежного сепаратора СЦ-1,5 из сепарационной установки, отработка практических навыков по разборке, сборке, настройки и эксплуатации сепаратора.

Источник статьи: http://helpiks.org/1-49466.html

Правила технической эксплуатации рулевого устройства.

Рулевое устройство должно содержаться в полной исправности. Перед каж­дым выходом судна в море все рулевое устройство должно быть осмотрено и затем опробовано в действии путем пробной перекладки руля. При каждой про­верке руля в действия путем пробной перекладки необходимо обращать внима­ние на:

показания всех аксиометров (при пере руля в диаметральной плоскости суд­на они должны стоять строго на нуле);

степень легкости перекладки руля на оба борта на максимальный угол;

надежность стопорного или тормозного устройства.

Во время плавания рулевое устройство и механизмы его управления надо осматривать не реже одного раза за вахту.

При действии основного рулевого привода рулевое устройство должно обес­печивать маневрирование судна с перекладкой полностью погруженного руля с борта на борт при максимальной скорости переднего хода; при этом время пере­кладки руля с угла 35° одного борта на угол 30° другого борта не должно пре­вышать 28 с.

При действии запасного рулевого привода рулевое устройство должно обес­печивать маневрирование судна с перекладкой полностью погруженного руля с борта на борт при скорости переднего хода, равной 1/2 максимальной скорости судна, но не менее 7 уз; при этом время перекладки руля с угла 20° одного бор­та на угол 20° другого борта не должно превышать 60 с.

Когда перо руля переложено на некоторый (любой) угол правого пли лево­го борта, разница между действительным углом перекладки (углом, составлен­ным пером руля и диаметральной плоскостью судна) и углом, показанным каж­дым аксиометром, не должна превышать ±1° при электрическом аксиометре и ±2° — при механическом.

Осмотр руля со шлюпки проводится с обоих бортов судна при личном уча­стии старшего помощника капитана и старшего механика. Водолазный осмотр проводится:

после каждого случая навала кормой, касания грунта, а также после пла­вания в штормовую погоду или после ледового плавания;

в обычных условиях, если в работе руля наблюдались отклонения от нормы.

Активный руль и носовое подруливающее устройство осматривают на стоян­ке судна вместе с рулем.

После каждой проверки баллера на скручивание и пересадки сектора (рум­пеля) на новую шпонку все судовые аксиометры, связанные с рулевым приводом, при пере руля, установленном в диаметральной плоскости судна, должны быть установлены строго на нуль.

Экипаж судна должен быть обучен осуществлению быстрого перехода с ос­новною привода руля на запасный в соответствии с инструкцией. Запасный привод руля следует содержать в постоянной готовности к действию.

Румпельное отделение должно быть достаточно освещено днем и ночью, на стоянке — закрыто, в холодное время должно отапливаться. Не допускается, что­бы в нем находились посторонние вещи.

зимой—затемпературой помещения румпельного отделения;

при стоянке судна во льду — за тем, чтобы руль имел возможность свобод­но поворачиваться;

при отрабатывании на задний ход во льдах — за тем, чтобы руль был уста­новлен в диаметральной плоскости.

Необходимо хранить вблизи сектора (румпеля) руля исправные румпель-тали с комплектом деталей их крепления.

После окончания швартовки необходимо руль ставить в диаметральную плос­кость.

Не допускаются следующие дефекты рулевого устройства:

а) напряженные детали (включая цепи и тяги штуртроса) со средним изно­сом на 1/10 и более строительной толщины или диаметра, а также с трещинами
или остаточными деформациями не должны допускаться к эксплуатации;

б) стальной трос в системе рулевого привода подлежит замене, если в лю­бом месте на его длине, равной 8 диаметрам, число обрывов проволок состав­ляет 1/10 и более общего числа проволок, а также при чрезмерной деформации
троса;

в) при скручивании на угол 15° и более и при обнаружении трещин баллер
подлежит замене.

При длительной стоянке судна или постановке его на ремонт все ходовые части рулевого устройства надо тщательно консервировать.

Вахта на руле.

Вахта на руле является одним из самых ответственных видов работ, выполняемых на судне матросом. Вахтенный рулевой не­посредственно осуществляет управление судном, обеспечивая его движение в нужном направлении. Ответственность рулевого| особенно возрастает при плавании в узкостях, по каналам и фарватерам, в непосредственной близости от навигационных опасностей, при маневрировании судна во время постановки и уборки орудий рыболовства, при расхождении со встречными судами, при входе в порт и выходе из него, швартовке судов и т. п. Вахтенный рулевой должен быть бдительным, ни в коем случае, даже мысленно он не должен отвлекаться от своего дела, неуклонно выполнять все команды капитана или его вахтенного помощника.

Смена вахты на руле производится с разрешения капитана или его вахтенного помощника. Принимая вахту на руле, вахтенный матрос-рулевой обязан принять от сменяющегося рулевого курс по компасу и данные о том, как судно слушается руля. После этого сдающий и принимающий вахту рулевые докладывают вахтенному помощнику капитана: «Курс по гирокомпасу. градусов, по магнитному компасу. градусов сдал (принял)».

Во время плавания вахтенный рулевой обязан строго удерживать судно на заданном курсе (направлении), следить за работой гирокомпаса, путевого компаса и рулевого устройства; о замечен­ных неисправностях немедленно докладывать помощнику капитана. Правя по компасу, рулевой стремится, чтобы курсовая черта компаса все время находилась против заданного отсчета компасного курса. Если курсовая черта ушла вправо или влево. Не рекомендуется перекладывать руль резко, так как при этом судно может перекатиться в проти­воположную сторону, т. е. будет «вилять».

Вахтенный матрос-рулевой выполняет только команды капитана, вахтенного помощника и лоцмана (по приказанию капитана), при этом рулевой повторяет команды, предваряя их словом «есть» и, выполнив, докладывает о выполнении. Например: Капитан: «Вправо 15 градусов по компасу!»

Рулевой: «Есть вправо 15 градусов по компасу!»

После того как судно изменило курс на 15° вправо, рулевой докладывает о выполнении: «/5° вправо по компасу! На румбе . градусов!»

Или «/5° вправо по компасу! Курс . градусов!»

При повороте рулевой докладывает об изменении курса через каждые 10°, например, «48 градусов проходит!», «58 градусов проходит» и т. д.

При следовании по фарватеру, огражденному плавучими пре­достерегающими знаками, рулевой руководствуется значением ви­димых вех, буев или бакенов и одновременно следит за тем, чтобы не повредить их, проходя мимо.

Ниже приводятся основные команды и соответствующие действиям рулевого.

Команды Действия рулевого Доклады
«Право (лево) на борт!» Матрос перекладывает руль в соответствующую сторону на 35° по аксиометру. «Руль право на борту»
«Право (лево) руля!» Руль перекладывается на 10—12° в соответствующую команде сторону по аксиометру. «Руль право (лево) десять»
«Помалу вправо (влево)!» Руль перекладывается в соответствующую сторону на 5—6°. «Руль право (лево) пять»
«Больше право (лево)!» Руль перекладывается на 10° больше, чем было раньше по аксиометру. «Руль право (лево) ……»
«Пол оборота право (лево)!» Руль перекладывается на 17—20°, т.е. занимает среднее положение между «прямо» и «на борту». «Руль право (лево) семнадцать»
«Отводи!» Руль медленно возвращается в диаметральную плоскость судна. «Руль прямо»
«Одерживай!» Команда подается после поворота, если при пря­мом положении руля (после выполнения команды «Отводи!») судно продолжает катиться в сторону поворота. Руль переклады­вается на 7—12° в противоположную повороту сторону.
«Больше одерживай!» Руль перекладывается еще на 10—15° больше прежнего положения.
«Прямо руль!» Руль устанавливается на 0° по аксиометру. (т. е. переводится в диаметральную плоскость). «Руль прямо»
«Так держать!» Рулевой замечает курс по компасу и в даль­нейшем удерживает судно на этом курсе. «На румбе ……градусов»
«Право (лево). градусов по компасу!» Рулевой самостоятель­но изменяет курс соответственно вправо или влево на соответствующее команде количество градусов. «На румбе ……градусов»
«Право (лево) не ходить!» Рулевой не допускает уклонения дна вправо (влево).
«Держать по створу!» Рулевой ведет судно так, чтобы передний и задний створные знаки находились все время на одной вертикали. Если знаки «растворились», следует переложить руль в сторону переднего знака.
«Держать на. (указывается предмет или ориентир)!» Руле­вой удерживает судно все время форштевнем на указанный предмет (ориентир) «Курс …градусов»
«На румбе?» Рулевой делает отсчет фактического курса по компасу на данный момент и докла­дывает «На румбе . градусов»
«Как руль?» Рулевой замечает отсчет по аксиометру и докладывает «Руль право (лево) . градусов <на борту, прямо)».

Дата добавления: 2016-05-26 ; просмотров: 4644 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник статьи: http://poznayka.org/s302t1.html

Читайте также:  Ремонт рулевой редуктор тойота тойоайс
Оцените статью
Все про машины