Тепловая схема электрической машины

Тепловая схема электрической машины

9.6. Расчет превышений температуры *

В установившемся режиме вся теплота, выделяющаяся в машине, отводится в атмосферу из-за того, что температура частей машины выше, чем температура окружающего воздуха. Если изолированная медная катушка охлаждается со всех сторон равномерно (рис. 9.15, а), то теплота, выделяющаяся в меди, равномерно отводится в окружающую среду через поверхность катушки S. При этом поверхность катушки имеет превышение температуры над температурой окружающей среды

Рис. 9.15. Сечение медной катушки и направление теплового потока (а) и электрическая схема замещения (б)

а медь имеет превышение температуры над температурой поверхности катушки

* Используются методики А. Е. Алексеева и А. Б. Иоффе.

Превышение температуры меди над температурой окружающей среды

Величина q называется удельным тепловым потоком или плотностью теплового потока. Теплопроводность Л можно представить в виде

где р — толщина изоляции; X — удельная теплопроводность.

Значения удельной теплопроводности приведены в табл. 9.4. Из таблицы видно, что изоляция обладает малой теплопроводностью и поэтому, несмотря на ее малую толщину, перепад температур в ней достаточно велик. Обычно он составляет 1О. 2О°С.

Коэффициент теплоотдачи с поверхности /гто в спокойном воздухе составляет примерно 15 Вт/(м 2 -град), и может увеличиваться в 3.. 5 раз в зависимости от скорости охлаждающего воздуха (см. рис. 9.3).

В соответствии с этим плотность теплового потока (если перегрев примерно 100°С) допускается примерно 1000 Вт/м 2 при интенсивном охлаждении. Более точные тепловые расчеты производятся в соответствии с приведенной ниже зависимостью X, Вт-см/(м 2 Х Хград), от материала:

Изоляция пазов или катушек, пропитанная лаком . 10

С учетом того, что поверхность имеет различные kT0 (из-за различного охлаждения), имеются разветвления тепловых потоков на несколько частей и т. п.

Один из наиболее распространенных методов расчета — метод тепловых схем замещения.

Уравнение (9.47) можно представить в виде

где #а=1/(&то5) и /?р=р/(7,5) — тепловые сопротивления.

Для формулы (9.49) справедлива эквивалентная электрическая схема (рис. 9.15,6), если приравнять тепловое сопротивление электрическому, тепловой поток — току, а превышение температуры т эквивалентно ЭДС.

При наличии вентиляции нагревание катушек статора мало влияет на температуру обмотки якоря и наоборот. Поэтому расчет нагревания полюсов и якоря производится отдельно.

Расчет нагревания катушек главных полюсов. Сначала рассмотрим случай, когда на статоре нет никаких обмоток, кроме обмоток главных полюсов (рис. 9.16). Теплота, выделяющаяся в меди об-

мотки Qcu, отводится от поверхности катушки, омываемой воздухом (поток Qj), и частично передается станине (Q2):

От станины теплота отводится и с внутренней и с внешней поверхностей.

Кроме потерь в меди обмоток имеются поверхностные потери в сердечниках главных полюсов Qrn, которые отводятся в атмосферу вместе с потоком

Электрическая схема замещения процесса теплоотвода у катушек главных полюсов показана на рис. 9.17, где тепловые сопротивления имеют значения: /?Pi ===== р/(Я-Si); Si — площадь поверхности катушки, омываемой охлаждающим воздухом; #в2=(У(^>2); ^2 — площадь поверхности катушки, соприкасающейся с сердечником и станиной; Ri = \/(kTOiSl); /?2= 1/(£то2«$з); ^з — площадь внутренней поверхности станины и главных полюсов, охлаждаемой воздухом; /?з= 1/ (^to3«S4) ; 54 — площадь внешней поверхности станины, охлаждаемой воздухом.

При составлении схемы замещения не учтены перепады температуры в сердечниках полюсов и в станине, так как теплопроводность стали сравнительно высока.

Расчет превышения температуры обмоток главных полюсов имеет невысокую точность из-за того, что коэффициенты теплоотдачи поверхности катушки и станины неопределенные, так как зависят от скорости соприкасающегося воздуха, а эта скорость различна для различных частей статора. Кроме того, конструкция катушки не является, как правило, монолитной. Всякого рода пустоты, недостаточно хорошо заполненные лаком, отставание покровной изоляции на боковых поверхностях и другие причины приводят к появлению воздушных мешков и делают условия расчета неопределенными.

Поэтому значения тепловых сопротивлений должны рассчитываться с учетом результатов, полученных для предшествующих машин сходной конструкции, выполненных по той же технологии.

Рис. 9.16. К расчету нагревания

Рис. 9.17. Полная (а) и упрощенная (б) электрические схемы замещения теплоотво-да катушек главных полюсов

Общие закономерности по введению поправочных коэффициентов рассмотрим на примере конструкций катушек, показанных на рис. 9.18. Поверхности 3 и 4, прилегающие к полюсу, плотно прижаты к нему и поэтому тепловое сопротивление в этих местах невелико. Изоляция поверхности 2 имеет тенденцию к отставанию, что особенно резко сказывается при высоких катушках (рис. 9.18, в). Тепловое сопротивление для поверхности 2 при расчете должно быть увеличено в 2. 3 раза. Теплоотдача через поверхность /

Рис. 9.18. Конструкции катушек главных и добавочных полюсов

сильно зависит от конструкции крепления катушки. При креплении с помощью пружинного фланца (рис. 9.18, а) добавочное тепловое сопротивление почти полностью отсутствует. При креплении катушки с помощью пружинной рамки (рис. 9.18,6) тепловое сопротивление сильно возрастает, так как в этом случае имеются дистанционные прокладки из электрокартона (3. 5 мм толщиной) и небольшой воздушный зазор между катушкой и пружинной рамкой. В связи с этим тепловое сопротивление возрастает в 3. 5 раз. Аналогичное явление происходит и в крупных двигателях с последовательным возбуждением при круглой станине (рис. 9.18, г).

Влияние пульсационных потерь на превышение температуры обмотки обычно невелико из-за их малости; если ими пренебречь, то превышение температуры можно определять по упрощенной схеме замещения (см. рис. 9.17,6):

где рвит — толщина витковой изоляции; т — число слоев в рассматриваемом направлении.

При наличии на статоре и главных и добавочных полюсов тепловая схема имеет вид, представленный на рис, 9.20. На этой схеме учитывается наличие двух источников тепловых потоков главных и добавочных полюсов Qrn, Qan соответственно. Часть этих потоков Qrni и

Рис. 9.19. Температурное поле ка-тушки

Рис. 9.20. Тепловая схема для катушек главных и добавочных полюсов

Превышения температур обмоток главных и добавочных полюсов тгп и тДп находятся из схемы замещения 9.20 после определения тепловых сопротивлений, аналогично тому, как это было показано выше.

Нагревание обмотки якоря. При определении нагревания якоря можно выделить три его части: коллектор, лобовые соединения и часть обмотки, находящуюся в пазах.

Экспериментальные исследования показали, что наиболее сильно нагревается медь, лежащая в пазах якоря, лобовые соединения охлаждаются несколько лучше. Коллектор влияет на нагревание обмотки мало и его наличие при расчете температуры обмотки якоря обычно не учитывают. Значительная часть теплоты из обмотки якоря переходит в сталь якоря и совместно с потерями в стали выводится через внешнюю поверхность стали якоря и вентиляционные каналы. При малых нагрузках возможна и обратная картина: часть потерь в стали переходит в медь и рассеивается обмоткой.

Расчет превышения температуры производится по тепловой схеме замещения якоря (рис. 9.21).

На тепловой схеме якоря Qcu и Qfb — тепловые потоки, равные потерям в меди и стали соответственно;

Скорости va и и„ент направлены друг к другу под углом, меньшим 90° и поэтому

Теплота от якоря отводится вентилирующим воздухом, который в машине подогревается и имеет некоторое среднее превышение температуры твент над температурой окружающего воздуха. С учетом подогрева вентилирующего воздуха среднее превышение температуры обмотки якоря над температурой окружающей среды

Значение Твент в зависимости от количества вентилирующего воздуха и суммарных потерь можно определить по рис. 9.22.

Определение максимально нагретой точки обмотки. В обмотках главных и дополнительных полюсов

Рис. 9.22. Зависимость подогрева вентилирующего воздуха от объема воздуха

различие в температуре отдельных частей обмотки невелико и обычно считают, что максимальная температура меди равна средней.

В якоре различие в температуре отдельных частей обмотки более заметно (рис. 9.23), особенно при односторонней осевой вентиляции. В первую очередь нужно учитывать максимальную температуру вентилирующего воздуха:

Так как наиболее нагретая точка обмотки находится обычно в пазовой части, максимальное превышение температуры можно оп-

Рис. 9.23. Диаграммы превышения температуры обмотки и воздуха при односторонней осевой (а) и двусторонней (б) вентиляции

ределить по тепловой схеме рис. 9.24, которая построена в предположении, что не производится отсоса теплоты лобовыми соединениями. В схеме рис. 9.24 Q’cu — полные потери в меди (включая

Экспериментально температура обмоток электрических машин обычно определяется по значению среднего омического сопротивления; температура коллектора измеряется термометром или специальной термопарой.

Источник статьи: http://servomotors.ru/documentation/electromotor/book220/book220p65.html

Тепловые расчеты электрических машин. Поле температуры. Процессы передачи тепла. Дифференциальное уравнение теплопроводности. Понятие тепловых сопротивлений , страница 9

Метод эквивалентных тепловых схем основан на использовании понятий тепловых сопротивлений, соединяемых в схему, соответствующую реальной картине передачи тепла. Разработка принципов составления эквивалентных тепловых схем замещения базируется на эквивалентной замене элементов с внутренними источниками тепла на элементы без источников тепла и сводится к двум основным положениям:

— замене решения уравнения Пуассона для одномерного стационарного поля решением уравнения Лапласа с эквивалентным преобразованием размеров элемента, обеспечивающим одинаковость результатов;

— получение двухмерных (и трехмерных) решений на базе одномерных по правилам сложения сопротивлений линейной электрической цепи.

Недостатком этого метода следует считать то, что он позволяет определить среднее значение температуры отдельных частей электрической машины, но не дает полную картину распределения температурного поля.

Тем не менее, метод эквивалентных тепловых схем является основой теплового расчета электрических машин всех типов в виду его простоты и обеспечения достаточной степени точности расчетов.

Метод расчета неустановившихся тепловых режимов базируется на положениях классической теории нестационарного нагрева, рассматривающих электрическую машину или её отдельные элементы как однородные тела с бесконечной теплопроводностью и отдающие тепло в окружающее пространство, характеризуемое бесконечной теплоемкостью.

Этот метод позволяет рассчитать с достаточной точностью тепловое состояние электрической машины для многих неустановившихся тепловых процессов (например, повторно-кратковременный режим, режим пуска и т.д.).

4.5.1. Принципы составления эквивалентных тепловых схем замещения. Расчет установившегося теплового режима.

Эквивалентные тепловые схемы замещения используются для расчета нагрева (перегрева) частей электрической машины в установившемся тепловом режиме. В основу синтеза тепловых схем положено решение дифференциального уравнения теплопроводности для одномерного поля.

где: — разность температур в теле между точками 1 и 2;

— тепловой поток (потери), передаваемый в направлении от точки 1 к точке 2;

— тепловое сопротивление на пути передачи тепла.

Приведенное уравнение аналогично закону Ома для электрической цепи, вследствие чего в эквивалентных тепловых схемах справедливы все законы, используемые при решении задач электротехники.

При построении эквивалентных тепловых схем замещения электрическая машина разбивается на отдельные элементы, включающие источники тепловыделения, устанавливаются их связи и направления тепловых потоков. Принципы составления эквивалентных тепловых схем замещения рассмотрены на примере асинхронного электродвигателя и синхронной машины с различными системами охлаждения.

Независимо от типа электрической машины и системы охлаждения при составлении схемы приняты допущения:

— электрическая машина разбивается на условно-однородные части, условия передачи тепла в которых являются практически одинаковыми;

— распределенные потери в активных объемах заменяются сосредоточенными и расположенными в центре объема.

При составлении эквивалентной тепловой схемы конкретной электрической машины могут применяться и другие допущения.

4.5.1.1 Эквивалентная тепловая схема замещения асинхронного электродвигателя закрытого исполнения с внешним обдувом (электродвигатели типа А4, АИ, исполнение IР – 44).

Для данного типа электрических машин дополнительными допущениями являются:

— передачей тепла в сердечнике вдоль оси пренебрегают ввиду отсутствия радиальных каналов;

— не учитывается передача тепла через вал в виду незначительности теплового потока.

С учетом принятых допущений электродвигатель разбит на 7 условно-однородных частей:

1. пазовая часть обмотки статора с потерями ;

2. сердечник статора с потерями ;

3. короткозамкнутый ротор с потерями ;

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 267
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 603
  • БГУ 155
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 963
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 120
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1966
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 299
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 408
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 498
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 131
  • ИжГТУ 145
  • КемГППК 171
  • КемГУ 508
  • КГМТУ 270
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2910
  • КрасГАУ 345
  • КрасГМУ 629
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 138
  • КубГУ 109
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 369
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 331
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 637
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 455
  • НИУ МЭИ 640
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 213
  • НУК им. Макарова 543
  • НВ 1001
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1993
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 302
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 120
  • РАНХиГС 190
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 245
  • РГГМУ 117
  • РГПУ им. Герцена 123
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 123
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 131
  • СПбГАСУ 315
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 146
  • СПбГПУ 1599
  • СПбГТИ (ТУ) 293
  • СПбГТУРП 236
  • СПбГУ 578
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 194
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1654
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1473
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2424
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 325
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 309

Полный список ВУЗов

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Источник статьи: http://vunivere.ru/work21598/page9

Читайте также:  Схема подключения противотуманки для лада гранта
Оцените статью
Все про машины