Тормозные камеры автомобилей КамАЗ предназначены для приведения в действие тормозных механизмов передних колес (камера типа 24) и колес среднего и заднего мостов (камера типа 20 с энергоаккумулятором). Цифры 24 и 20 указывают размер активной площади диафрагмы камеры в квадратных дюймах.
Диафрагма 5 ( рис. 131, а ) камеры типа 24 зажата между корпусом 2 и крышкой 3 стяжным хомутом. В диафрагму через шайбу упираются возвратная пружина 6 и шток 1 с вилкой 7, соединяемой с регулировочным рычагом тормозного механизма.
Рис. 131. Тормозные камеры и механизм вспомогательного тормоза автомобилей КамАЗ: а и б — тормозные камеры соответственно типов 24 и 20: 1 — шток; 2 — корпус; 3 — крышка корпуса; 4 — штуцер; 5 — диафрагма; 6 и 14 — пружины; 7 — вилка; 8 — диск; 9 — фланец цилиндра; 10 — подпятник; 11 — цилиндр; 12 — поршень; 13 — уплотнитель поршня; 15— винт; 16 — упорная шайба; 17 — — дренажная трубка; 18 — толкатель4 19 — пдшипник; в — механизм вспомогательного тормоза; 1 — корпус; 2 поршень; — толкате рычаг; 3 — дроссельная заслонка; 4 — вал заслонки.
При торможении сжатый воздух через штуцер 4 поступает в полость над диафрагмой и перемещает ее вместе со штоком 1. Далее усилие передается на регулировочный рычаг тормозного механизма. Воздух из под диафрагмы через отверстия в корпусе 2 выходит в атмосферу.
При растормаживании сжатый воздух из полости над диафрагмой выходит в атмосферу и диафрагма под действием пружины 6 возвращается в начальное положение.
Тормозная камера типа 20 с пружинным энергоаккумулятором предназначена для приведения в действие тормозных механизмов при включении рабочей, стояночной и запасной тормозных систем. Она состоит из двух частей: тормозной камеры с диафрагмой 5 ( рис. 131, б ), штоком 1 и пружиной 6; пружинного энергоаккумулятора, включающего в себя цилиндр 11, поршень 12, пружину 14 и толкатель 18.
Энергоаккумулятор приводится в действие при выпуске сжатого воздуха из цилиндра и служит приводом стояночной и запасной тормозной систем. При отсутствии торможения сжатый воздух находится в цилиндре 11. Его поршень 12 сжимает пружину 14 и удерживает толкатель 18 эНергоаккумулятора в верхнем положении.
Тормозная камера приводится в действие при подаче сжатого воздуха и служит приводом рабочей тормозной системы. При торможении рабочей тормозной системой сжатый воздух подается в полость тормозной камеры над диафрагмой 5, которая, прогибаясь, перемещает шток 1, вилку 7, соединенную с регулировочным рычагом, и приводит в действие тормозной механизм колеса. При этом тормозные колодки прижимаются к тормозному барабану с усилием, пропорциональным давлению воздуха.
При растормаживании сжатый воздух выпускается из камеры в атмосферу и диафрагма 5 возвращается в начальное положение под действием пружины 6. а тормозные колодки отходят от тормозного барабана.
Стояночная тормозная система включается при полном выпуске сжатого воздуха в атмосферу из цилиндра 11 энергоаккумулятора. При этом поршень 12 под действием сжатой пружины 14 перемещается вниз вместе с толкателем 18, подпятником 10, диафрагмой 5 и штоком 1, который поворачивает регулировочный рычаг тормозного механизма. Для выключения стояночного тормоза сжатый воздух подают в полость цилиндра энергоаккумулятора под поршень 12, который поднимается вместе с толкателем 18 и сжимает пружину 14. Тогда диафрагма 5 и шток 1 под действием возвратной пружины 6 поднимаются вверх и тормозной механизм растормаживает колесо. При перемещении поршня 12 вверх воздух из надпоршневого пространства через дренажную трубку 17 и отверстие в корпусе 2 тормозной камеры выходит в атмосферу.
Если нарушится герметичность в стояночной тормозной системе, то колеса затормаживаются автоматически пружинными энергоаккумуляторами. Для растормаживания тормозных механизмов служат специальные устройства пневматического или механического действия. При механическом растормаживании, вывинчивая винт 15, перемещают поршень 12 вместе с толкателем 18. В этом случае пружина 14 сжимается, шток 1 под действием пружины 6 перемещается вверх и возвращает регулировочный рычаг тормозного механизма в расторможенное положение. Для аварийного растормаживания в пневмосистеме установлен пневматический кнопочный кран, при нажатии на кнопку которого сжатый воздух поступает в цилиндр энергоаккумулятора.
В случае торможения или растормаживания автомобиля запасной системой сжатый воздух частично выпускается или впускается в цилиндры энергоаккумуляторов.
Тормозной механизм вспомогательной системы установлен в двух приемных трубах глушителя двигателя. Каждый механизм состоит из корпуса 1 ( рис. 131, в ) и заслонки 3, закрепленной на валу 4. На этом же валу закреплен поворотный рычаг 2, соединенный со штоком пневмоцилиндра. При выключенном вспомогательном тормозе заслонка 3 устанавливается в открытом положении и пропускает по трубе отработавшие газы. При включении тормоза два пневмоцилиндра закрывают заслонки 3, а третий выключает подачу топлива. Двигатель начинает работать в компрессорном режиме всасывает воздух, сжимает его через неплотности закрытых засл. нок выталкивает в атмосферу.
Источник статьи: http://www.avtokeb.ru/torkam.html
Ремонт автомобилей
Руководства по ремонту, обслуживанию, эксплуатации
Устройство тормозных систем (разделение на контуры) автомобилей КамАЗ 5320 (4310)
Автомобили КамАЗ оснащены четырьмя автономными тормозными системами:
Рабочая (состоит из двух контуров передней оси и задней тележки)
Запасная
Стояночная
Вспомогательная
Контуры тормозных систем имеют общие элементы, но работают они независимо, что обеспечивает высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.
Схема многоконтурного пневматического привода тормозных систем автомобилей КамАЗ
Компрессор
Тормозная камера передних колес
Клапан контрольного вывода
Клапан ограничения давления
Датчик электромагнитного клапана тормозной системы прицепа
Кран вспомогательной тормозной системы
Воздухораспределитель
Кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы
Ресивер тормозной рабочей системы
Конденсационный рессивер
Ресивер тормозной рабочей системы
Кран для слива конденсата
Датчики падения давления и датчик включения стояночной тормозной системы
Тройной защитный клапан
Ручной кран стояночной тормозной системы
Пневмоцилиндр привода механизмов вспомогательной тормозной системы
Двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы
Двухсекционный кран рабочей тормозной системы
Двойной защитный клапан
Регулятор давления
Предохранитель от замерзания
Ресивер стояночной тормозной системы
Ресивер вспомогательной системы
Клапан управления тормозной системой прицепа с однопроводным приводом
Клапан управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом
Одинарный защитный клапан
Ускорительный клапан
Тормозные камеры задних колес с энергоаккумуляторами
Клапан быстрого растормажмивания
Регулятор тормозных сил
Двухмагистральный перепускной клапан
Соединительная головка управляющей магистрали
Соединительная головка питающей магистрали
Контур I (контур тормозов передней оси)
Ресивер на 20 литров с датчиком падения давления и краником
Тройной защитный клапан
Двухстрелочный манометр
Клапан ограничения давления
Клапан контрольного вывода
Нижняя секция тормозного крана
Две тормозные камеры (тип 24)
Прочие механизмы, шланги и трубопроводы
Контур II (контур тормозов задней тележки)
Верхняя секция тормозного крана
Часть тройного защитного клапана
Ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
Тормозные механизмы промежуточного и заднего мостов тележки
Шланги и трубопроводы (трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана)
Контур III (контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов прицепа)
Двойной защитный клапан
Два ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
Два клапана контрольного вывода ручного тормозного крана
Ускорительный клапан
Четыре пружинных энергоаккумулятора тормозных камер с датчиком давления
Часть двухмагистрального перепускного клапана
Клапан управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа
Одинарный защитный клапан
Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом
Головка типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа
Три разобщительных крана трёх соединительных головок
Пневмоэлектрический датчик «стоп-сигнала»
Двухпроводной привод тормозов прицепа
Шланги и трубопроводы
Тормозной кран обратного действия с ручным управлением
Ускорительный клапан
Ресивер
Клапан двухмагистральный
Клапан контрольного вывода
Тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором
Контур IV (контур вспомогательной тормозной системы)
Пневматический кран
Часть двойного защитного клапана
Два цилиндра привода заслонок
Пневмоэлектрический датчик
Цилиндр привода рычага останова двигателя
Трубопроводы и шланги
Кран включения вспомогательного тормоза
Рычаг заслонки вспомогательного тормоза
Заслонка
Корпус заслонки
Контур V (контур аварийного растормаживания)
Часть двухмагистрального перепускного клапана
Пневматический крана
Часть тройного защитного клапана
Трубопроводы и шланги
Как работает пневматический привод тормозных систем
Работа привода рабочей тормозной системы
Сжатый воздух из компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерзания поступает к блоку защитных клапанов. Он состоит из двойного и тройного клапанов, которые заполняют воздухом ресиверы всех контуров тормозных систем.
Защитные клапаны отрегулированы так, что сначала заполняются ресиверы контура III (стояночного и запасного тормозов), а затем ресиверы остальных контуров.
Воздух из ресиверов емкостью 40 и 20 литров поступает в соответствующие секции тормозного крана. При нажатии на педаль тормоза воздух из нижней секции через клапан ограничения давления поступает в тормозные камеры (тип 24), которые приводят в действие тормозные механизмы колес передней оси. Из верхней секции крана через регулятор тормозных сил воздух подается в тормозные камеры (тип 20), которые приводят в действие тормозные механизмы колес среднего и заднего мостов. Одновременно от обоих контуров рабочего тормоза по отдельным магистралям воздух поступает к клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.
Работа привода запасной тормозной системы
Тормозной кран стояночного тормоза имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.
При повороте крана из управляющей магистрали ускорительного клапана выпускается воздух, количество которого пропорционально углу поворота рукоятки. При этом через атмосферный вывод ускорительного клапана выходит соответствующее количество воздуха из цилиндров пружинных энергоаккумуляторов. Одновременно с торможением автомобиля притормаживается прицеп или полуприцеп.
Работа привода стояночной тормозной системы
Для затормаживания автомобиля или автопоезда на стояке необходимо установить рукоятку тормозного крана в заднее фиксированное положение. При этом, воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу. Одновременно через атмосферный вывод ускорительного клапана выпускается воздух из цилиндров энергоаккумуляторов тормозных камер. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего и среднего мостов. Одновременно тормозной кран включает клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.
Для выключения стояночного тормоза рукоятку тормозного крана следует установить в переднее фиксированное положение. При этом воздух из ресиверов проходит через тормозной кран и поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана, который срабатывает и начинает пропускать сжатый воздух из ресивера через перепускной клапан, минуя тормозной кран, в пружинные энергоаккумуляторы. При этом силовые пружины сжимаются и прицеп растормаживается.
В случае аварийного падения давления в контуре привода стояночного тормоза пружинные энергоаккумуляторы срабатывают, и автомобиль затормаживается. Для того чтобы автомобиль растормозить, необходимо воспользоваться системой аварийного растормаживания.
При нажатии на кран аварийного растормаживания, сжатый воздух из воздушных ресиверов через трехмагистральный защитный клапан и перепускной клапан поступит в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов и сожмет пружины, растормаживая автомобиль.
Если отсутствует запас сжатого воздуха в контуре аварийного растормаживания, автомобиль можно растормозить с помощью устройств для механического растормаживания, которые встроены в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. Для этого следует вывернуть винт до упора. При этом он через упорный подшипник упрется в днище поршня и поднимет его вверх, сжимая силовую пружину энергоаккумулятора. Толкатель, поднимаясь, освободит шток тормозной камеры, который под действием возвратной пружины поднимется вверх. Пружины стянут колодки, и автомобиль растормозится.
Работа привода вспомогательной тормозной системы
При нажатии на кран включения вспомогательного тормоза сжатый воздух из ресивера поступает в пневмоцилиндры. Шток цилиндра, связанный с рычагом рейки топливного насоса, переместится, и подача топлива прекратится. Штоки цилиндров, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя.
Контакты пневмоэлектрического датчика, установленного в магистрали перед цилиндром, замкнутся, и включится электромагнитный клапан прицепа, который частично пропустит сжатый воздух из воздушного баллона прицепа в его тормозные камеры. Таким образом, осуществляется притормаживание прицепа, что предотвращает «складывание» автопоезда.
Источник статьи: http://remauto.info/ustrojstvo-tormoznyh-sistem-razdelenie-na-kontury-avtomobilej-kamaz-5320-4310/