Тормозные колодки ручного тормоза газ 53

Ручной тормоз автомобиля ГАЗ-66, ГАЗ-53

На автомобилях установлен колодочный ручной тормоз барабанного типа с механическим приводом.

По конструкции тормоза одинаковые и отличаются только расположением крепежных отверстий на щитах и приводами.

Устройство тормоза автомобиля ГАЗ-66 и его привод показаны на рис. 1.

Техническое обслуживание ручного тормоза

Регулировка зазоров между накладками и тормозным барабаном. По мере износа фрикционных накладок тормозных колодок зазор между накладками и тормозным барабаном восстанавливают подвертыванием регулировочного винта.

Регулировать тормоза автомобиля ГАЗ-53А рекомендуется в такой последовательности.

Вывесить при помощи домкрата заднее колесо (одной из сторон).

Поставить рычаг тормоза в крайнее переднее положение.

Завернуть регулировочный винт тормоза так, чтобы тормозной барабан от усилия рук не проворачивался.

Отпустить регулировочный винт настолько, чтобы барабан свободно вращался.

Если после указанной регулировки ход рычага будет все еще велик, то необходима регулировка привода тормоза. Для этого надо:

— завернуть регулировочный винт тормоза так, чтобы тормозной барабан от усилия рук не проворачивался;

— отрегулировать длину тяги регулировочной вилкой до совпадения отверстий в вилке с отверстием в рычаге, выбрав все зазоры в соединениях;

— увеличить длину тяги, отвернув регулировочную вилку на 2—З оборота. Затянуть контргайку вилки, вставить палец (головкой кверху) и зашплинтовать;

— отпустить регулировочный винт настолько, чтобы барабан свободно вращался. При правильной регулировке ход рычага должен быть на З—5 зубцов.

Регулировка тормоза автомобиля ГАЗ-66 аналогична регулировке тормоза автомобиля ГАЗ-53А.

При регулировке рычаг включения заднего моста и понижающей передачи поставить в нейтральное положение. Отключить передний мост и отпустить вытяжной стержень в крайнее нижнее положение.

При правильной регулировке стержень привода должен вытягиваться на 10—15 зубцов.

Ремонт ручного тормоза

Разборку и сборку ручного тормоза следует выполнить так.

1. Отсоединить передний конец карданного вала и рычаг привода от тяги.

2. Снять барабан.

3. Отпустить регулировочный винт настолько, чтобы концы колодок упирались в корпус регулировочного механизма.

4. Снять пружины, прижимающие концы колодок к регулировочному механизму.

5. Освободившиеся от пружины концы колодок вывести из направляющих пазов, а затем снять колодки.

6. Снять разжимной механизм и вынуть из него толкатели колодок, шарики и корпус шариков.

7. Из корпуса регулировочного механизма вынуть опоры колодок.

Сборку ведут в обратном порядке. При сборке толкатели, шарики, корпус шариков, опоры колодок регулировочного механизма, опорные поверхности колодок смазать тонким слоем жировой смазки 1-13 или солидолом. Следить, чтобы смазка не попала на накладки колодок.

Номинальные и ремонтные размеры барабана центрального тормоза

Осмотр и ремонт. Осмотреть рабочую поверхность барабана. При наличии задиров барабан расточить. Допустимый диаметр расточки не более 221,5 мм.

Осмотреть рабочую поверхность фрикционных накладок и, если поверхность засмолена, зачистить шкуркой, если замаслена, промыть бензином. Если глубина утопания заклепок менее 0,5 мм, заменить накладки. Накладки заменять аналогично накладкам колесных тормозов. Концы колодок не должны иметь выработки, исключающей возможность свободного скольжения колодок в пазах толкателей и опорных пальцев. Наличие выработки приводит к неполному растормаживанию тормоза, его нагреву и преждевременному износу тормозных накладок. Поэтому такие колодки нужно заменять новыми. Смятые концы колодок можно зачистить только в том случае, если имеется возможность их цианирования на глубину не менее 0,08 мм и закалки.

Приклепанные накладки к колодкам шлифовать, чтобы их радиус соответствовал радиусу расточенного барабана.

Образованные шариками заусенцы на скосах толкателей зачистить. Если шарики покрылись коррозией или на поверхности имеются вмятины, то их заменить. Диаметр шарика 11,9 мм.

номинал 220 +0,185 1-й ремонт 221 +0,185 2-й ремонт 222 +0,185 3-й ремонт 223 +0,185 4-й ремонт 224 +0,185

Номинальный и ремонтные размеры рабочей поверхности колодок центрального тормоза

Биение рабочей поверхности барабана относительно центрального отверстия должно быть не более 0,3 мм. Раковины на рабочей поверхности барабана не допускаются. На тормозные колодки необходимо устанавливать только новые фрикционные накладки, которые должны плотно прилегать к поверхности колодки.

Щуп 0,2 мм не должен проходить между накладкой и ободом колодки более чем на 15 мм.

Головки заклепок должны быть ниже фрикционной накладки на 2,0 мм.

допускается приклеивание фрикционных накладок к колодкам термостойкими конструкционными клеями. Колодки с приклеенными накладками необходимо подвергать выборочному испытанию на сдвиг (см. испытание колодок переднего и заднего тормозов).

Колодки в сборе с накладками должны иметь радиус рабочей поверхности, соответствующей размеру тормозного барабана (табл. 1).

Биение рабочей поверхности накладки при установке колодки в сборе по размерам, указанным в чертежах завода-изготовителя (рис. 2), не должно превышать 0,20 мм.

Корпусы разжимного и регулировочного механизмов центрального тормоза могут иметь номинальный, ремонтные и допустимые без ремонта размеры отверстий под толкатели и опоры колодок.

При сборке центрального тормоза детали разжимного и регулировочного механизма должны быть смазаны солидолом.

После установки центрального тормоза и тормозного барабана на коробку передач должна быть произведена регулировка. Регулировка производится в следующем порядке:

— установить рычаг центрального тормоза в крайнее переднее положение;

— завернуть регулировочный винт так, чтобы тормозной барабан не проворачивался от усилия ручки;

— завернуть сферическую гайку тяги так, чтобы рычаг привода уперся в корпус шариков, затем отпустить сферическую гайку на 2—З оборота и затянуть контргайку;

— отпустить регулировочный винт так, чтобы барабан проворачивался, не касаясь колодок.

После окончания регулировки центрального тормоза необходимо проверить шплинтовку рычага привода тормоза.

Источник статьи: http://gaz66avto.ru/stati-po-remontu/ruchnoy-tormoz-avtomobilya-gaz-66-gaz-53/

Тормозная система ГАЗ-53

Тормозная система ГАЗ 53 гидравлическая, состоит она из 3 механизмов: рабочих, запасных и стояночных тормозов. На самом деле система гидравлики одна, но разделенная на контуры, каждый из которых условно и считается запасным. Интересно еще и то, что тормозная система ГАЗ 53 имеет сигнализатор на приборной панели. То есть в случае падения давления внутри гидравлики об этом водителю сообщить красная лампа.

Схема тормозной системы Газ 53

Принцип работы тормозов в ГАЗ 53

Начать стоит с того, что тормозная система ГАЗ работает раздельно по осям. Сделано это для той цели, чтобы предотвратить дополнительную нагрузку от кузова на трансмиссию в период резкой остановки. Из-за этого первым делом срабатывает тормоз на заднюю ось, а уже за ней — не переднюю. Если будет подсоединен прицеп, то первым будет тормозить он. То есть гидровакуумный усилитель тормозов срабатывает поочередно с отставанием в долю секунды.

Конструкция самих тормозных прокладок идентичная, отличающаяся только размерами некоторых деталей. Износ колодок инспектируется через специальные отверстия (визуально). Объем тормозной жидкости в системе можно посмотреть через расширительный бачок, который расположен уже под капотом.

Именно с него должен начинаться ремонт тормозной системы ГАЗ 53.
А стояночный тормоз работает независимо по тягам. Так сделано по той причине, что в момент, когда двигатель не работает, поддерживать актуальное давление в гидроваккумной системе невозможно. Да и выходит из строя стояночный тормоз крайне редко, как правило, исключительно из-за износа колодок, которыми сжимается диск.

Неисправности тормозной системы

Основные неисправности тормозной системы ГАЗ-53 следующие:

  1. Увеличение холостого хода педали тормоза (недостаточный уровень тормозной жидкости или непосредственно механическое повреждение колодок).
  2. Нерастормаживание (необходима проверка зазора цилиндра гидровакуумного усилителя).
  3. При торможении происходит занос (говорит о наличии замасливания или протечки тормозной жидкости). Схема подробно объясняет, почему так происходит: контур соединяет заднее и переднее колесо одновременно.
  4. Полное отсутствие тормозов (разгерметизация главного цилиндра или отсутствие тормозной жидкости).

Практически все указанные неисправности связаны с низким давлением в системе, поэтому при их выявлении подается сигнал на приборную панель. Исключение — ручной тормоз, который функционирует независимо. На момент поиска неисправности рекомендуется вместо него использовать включение передачи, которая соединит трансмиссию с двигателем. Но нужно учитывать, что такой «тормоз» малоэффективен на подъемах.

Более того, его включение может привести к самопроизвольному включению двигателя газ 53 при скатывании транспортного средства. Тормозная система автомобиля ГАЗ сделана таким образом, что каждый из контуров функционирует раздельно (соответственно, задние и передние тормоза).

Работа тормозной системы грузовика ГАЗ 53

В момент отсоединения рекомендуется снять крышку с расширительного бачка, так как у тормозов ГАЗ сохраняется определенное невысокое давление системы. Это предотвратит разливание тормозной жидкости.

Регулировка выполняется с одновременной прокачкой тормозной педали. Соответственно, потребуется помощник. А можно просто отправиться на станцию СТО, где есть необходимое оборудование для отслеживания давления в гидравлике.

Ремонт тормозной системы

Ремонт тормозной системы ГАЗ 53 нужно начинать с диагностики давления. Если с ним все в порядке, как и с колодками (не более естественного износа), то нужно изучать работу каждого контура. Не проблема, если не работает только один из них. При этом автомобиль сохраняет возможность своей эксплуатации, но при резком торможении может быть занос. Скорее всего, это либо поврежденный тормозной барабан, либо попадание масла в область тормозных колодок и диска, либо неисправный гидроусилитель.

Когда неисправен контур тормозной задний ГАЗ 53, то начинать поиск неполадки следует с запорного клапана. Нужно понимать, что одна сторона функционирует и за счет гидравлики, и за счет разреженного воздуха, однако он не может попасть за пределы того самого клапана и действует точно так же, как тормозная жидкость — передает усилие.


Неполадки гидроусилителей могут исправляться исключительно заменой, при чем непосредственно после его установки обязательно выполняется регулировка давления и, собственно, прокачка тормозов. Делается до тех пор, пока тяга сможет нормально двигаться при нажатии педали без чрезмерного усилия.

Если же поврежден барабан тормозной задний ГАЗ, то придется менять все искривленные втулки, а также сами колодки.

Обязательно это следует делать крайне внимательно, так как там могут оставаться металлические осколки и опилки, все их обязательно нужно убирать, иначе произойдет перегрев при торможении. И это, кстати, главный недостаток тормоза ГАЗ — открытая система, при которой под колодку может попадать любой мусор.

Тормозные колодки для Газ 53

Прокачка тормозов выполняется для выхода воздуха из трубок и самих цилиндров. Если все будет выполнено правильно, то сигнальная кнопка после включения двигателя и 10-20 нажатий педали погаснет. В противном случае нужно искать пробоину, через которую утекает тормозная жидкость.

Стояночное обслуживание тормозов

Система автомобиля ГАЗ 53 не нуждается в специализированном уходе. Единственное, за чем нужно следить, — это за износом колодок. Производитель рекомендует их менять через каждые 5-7 тыс. км. На практике стальные могут прослужить намного дольше.

Еще потребуется дозаправка тормозной системы ГАЗ 53 через бачок под капотом. Выполняется она по мере необходимости, когда уровень гидравлики падает ниже указанного (нужно смотреть по меркам самого бачка — там сделан маркер).

Регулировка тормозов выполняется через каждые 2-3 тыс. км эксплуатации в загруженном состоянии. Хотя можно ориентироваться на звук, который она издает. Скрип является нормальным только после замены колодок в период притирки. Если же это происходит постоянно, то, по всей видимости, втулки просто проржавели, либо сам диск и барабан деформированы.

Схема устройства тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53

Источник статьи: http://avtomobilgaz.ru/gruzovye/gaz-53/tormoznaya-sistema-gaz-53.html

Читайте также:  Рулевое управление лада калина схема
Оцените статью
Все про машины