Трансмиссия тойота кариб схема
Скажем несколько слов об основных схемах реализации полного привода на автомобилях Toyota. Наиболее интересен для нас, конечно, вариант с поперечным расположением двигателя и автоматической коробкой передач — с него и начнем.
1.1. Стандартная схема STD I |
Постоянный полный привод, с межосевым дифференциалом, блокировка гидромеханической муфтой с электронным управлением
Стандартная схема первого поколения (A241H) |
Традиционный тойотовский FullTime 4WD, устанавливаемый на «исходно-переднеприводные» модели, действительно когда-то был постоянным и полным, с тремя дифференциалами (межосевым, передним и задним межколесным) и равным распределением момента между передними и задними колесами (соотношение 50/50). Но в настоящее время по такой схеме (и то лишь в варианте STD II) выпускается лишь несколько моделей фирмы
На машинах семейств Corolla (в 90..110 кузовах), Corona (190..210), Camry-Vista (20..40) и RAV4 (10) применялась блокировка межосевого дифференциала многодисковой гидромеханической муфтой с электронным управлением (схема STD I).
Нажатие кнопки «C.DIFF AUTO» на панели разрешает блоку управления автоматически выбирать коэффициент блокировки в зависимости от условий движения (при полной блокировке усилие принудительно будет почти поровну делиться между осями), при отжатой кнопке межосевой дифференциал остается постоянно свободным. Управление блокировкой A241H менее совершенно и выполнено на базе коробки передач с гидравлическим управлением, тогда как на A540H реализовано полноценное электронное управление с развитой обратной связью.
Номинальным для повседневной езды является именно автоматический режим, его отключение предусматривается только при буксировке машины или использовании запаски-докатки. Максимальный коэффициент блокировки реализуется системой управления при положениях селектора «L» и «R».
На большинстве моделей с коробкой A540H, выпущенных после 1994 г., кнопка «C.DIFF AUTO» отсутствует — водитель полностью отстранен от управления блокировкой и автоматический режим задействован постоянно.
Следует отметить, что схема STD I являлась наиболее совершенной, надежной и эффективной среди всех вариаций полного привода легковых автомобилей Toyota.
Модель | Выпуск | КПП/РК | Блокировка |
Caldina 190 | 1992-2002 | A540H+AF2BE | центральный — гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Carina 190 | 1992-1996 | A540H+AF2BE | центральный — гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Carina 210 | 1996-08.1998 | A540H+AF2BE | центральный — гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Carina ED 200 [1] | 1993-1998 | A540H+AF2BE | центральный — гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Corolla 90 [2] | 1987-1992 | A241H | центральный — гидромеханическая муфта |
Corolla 100 [2] | 1992-2002 | A241H | центральный — гидромеханическая муфта |
Corolla 110 [2] | 1995-2000 | A241H | центральный — гидромеханическая муфта |
Corolla Spacio 110 | 1997-2002 | A241H | центральный — гидромеханическая муфта |
Corona 190 | 1992-1996 | A540H+AF2BE | центральный — гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Corona 210 | 1996-12.1997 | A540H+AF2BE | центральный — гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Ipsum 10 | 1996-04.1998 | A540H+AF2BE | центральный — гидромеханическая муфта с электронным управлением |
RAV4 10 | 1994-2000 | A540H+AF2BE | центральный — гидромеханическая муфта с электронным управлением, задний — Torsen (опция) |
Sprinter Carib 95 | 1988-1995 | A241H | центральный — гидромеханическая муфта |
Sprinter Carib 110 | 1995-2002 | A241H | центральный — гидромеханическая муфта |
Vista 20 [3] | 1988-1990 | A540H+AF2BE | центральный — гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Vista 30 [3] | 1990-1994 | A540H+AF2BE | центральный — гидромеханическая муфта с электронным управлением |
Vista 40 [3] | 1994-1998 | A540H+AF2BE | центральный — гидромеханическая муфта с электронным управлением |
[1] — Carina ED / Corona Exiv
[2] — Corolla / Sprinter
[3] — Vista / Camry
1.2. Стандартная схема STD II |
Постоянный полный привод, с межосевым дифференциалом, блокировка вязкостной муфтой
Стандартная схема второго поколения (U140F) |
Во второй половине 90-х Toyota начала переход к новым типам трансмиссий и теперь в стандартной схеме 4WD второго поколения блокировка межосевого дифференциала стала осуществляться «закрытой» вискомуфтой (STD II). Упрощение конструкции отнюдь не повысило надежность, зато существенно ухудшило эксплуатационные характеристики — за счет слишком низкой эффективности вязкостной муфты по сравнению с гидромеханической.
Компоновка с совмещенными передним межколесным и межосевым дифференциалами и вискомуфтой применялась на Toyota уже давно, но — на моделях с механическими коробками передач. Стандартная схема нового типа в целом повторяет тот же принцип, отличия заметны лишь в межосевом дифференциале, где появились пять сателлитов вместо четырех.
Дифференциал Torsen (фрагмент) |
Задний дифференциал при стандартной схеме обычно остается свободным, но некоторые модели имеют комплектацию с самоблокирующимся дифференциалом Torsen.
Примечание. Необходимо пояснить — технический английский язык все самоблокирующиеся дифференциалы называет единым понятием LSD (Limited Slip Diff. — ограниченного проскальзывания или повышенного трения), однако на самом деле они разделяются, как минимум, на блокирующиеся с «закрытой» вискомуфтой, с «открытой» вискомуфтой, фрикционные и механические. «Закрытая» вискомуфта начинена силиконовой жидкостью, но ее внутренняя полость не сообщается с картером редуктора. В «открытой» — диски и пластины муфты работают непосредственно в среде рабочей жидкости дифференциала. Во фрикционных частичная блокировка осуществляется за счет осевого перемещения шестеренок приводных валов и трения о корпус дифференциала (здесь как раз и используется LSD-масло). Дифференциалы Torsen работают на ином техническом принципе и используют обычное трансмиссионное масло.
Модель | Выпуск | КПП/РК | Блокировка |
Alphard 10 | 2002-2008 | U140F+MF2AV | центральный — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Caldina 215W GTT | 1997-2002 | U140F+MF2AV | центральный — вискомуфта |
Caldina 246 GT4 | 2002-2007 | U140F+MF2AV | центральный — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Harrier 10 [1] | 1997-2003 | U140F+MF2AV | центральный — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Harrier ACU35/GSU3# [2] | 2003-.. | U140F+MF2AV | центральный — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Highlander 20 | 2000-2003 | U140F+MF2AV | центральный — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
Kluger | 2000-2007 | U140F+MF2AV | центральный — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
RAV4 20 | 2000-2006 | U140F+MF2AV | центральный — вискомуфта, задний — Torsen (опция) |
[1] — Harrier / RX300
[2] — Harrier / RX350
1.3. Схема V-Flex |
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вискомуфтой
Схема V-Flex (Corolla 120) |
С 1997 года Toyota на большинстве моделей стала реализовывать полный привод по новой моде, известной под общим названием V-Flex Fulltime 4WD. «Честным» его назвать нельзя — реально это схема с подключаемыми задними колесами. Межосевой дифференциал ушел в небытие, а раздатка упростилась до простого углового редуктора, через который момент отбирается от коробки передач и отправляется по кардану назад, где перед задним редуктором установлена вязкостная муфта, срабатывающая и соединяющая хвостовик кардана и входной вал редуктора только если передние колеса начинают «обгонять» задние (то есть при пробуксовке, притом существенной). В остальное время машина остается переднеприводной.
Подобная схема применялась Toyota и раньше — на моделях класса «B» (семейства Starlet, Tercel, а затем и Vitz) тоже устанавлен упрощенный вариант полного привода с подключаемыми задними колесами без межосевого дифференциала, вот только вискомуфта здесь не закреплена на заднем редукторе (как в V-Flex II), а соединяет две части промежуточного карданного вала (V-Flex I).
Иногда на моделях этой схемы устанавливается задний самоблокирующийся дифференциал типа Torsen (Caldina 215G GT).
Недостатки схемы V-Flex:
— позднее и замедленное «срабатывание» вискомуфты,
— невозможность полной блокировки,
— потенциальная опасность при активной езде,
— низкая долговечность и надежность самой вязкостной муфты.
Модель | Выпуск | КПП/РК | Блокировка |
V-Flex I | |||
bB 30 | 2000-2005 | U340F | — |
Funcargo | 1999-2005 | U340F | — |
Ist 60 | 2002-2007 | U340F | — |
Platz | 1999-2005 | U340F | — |
Porte | 2004-.. | U340F | — |
Probox [1] | 2002-.. | U340F | — |
Raum 10 | 1997-2003 | A244F+CF1A | — |
Raum 20 | 2003-.. | U340F | — |
Starlet 80 | 1989-1996 | A244F+CF1A | — |
Starlet 90 | 1996-1999 | A244F+CF1A | — |
Tercel 40 [2] | 1990-1994 | A244F+CF1A | — |
Tercel 50 [2] | 1994-1999 | A244F+CF1A | — |
Vitz 10 | 1999-2005 | U340F+MF1A | — |
Will Cypha | 2002-2005 | U340F | — |
V-Flex II | |||
Avensis 250 | 2003-.. | A248F | — |
bB 20 | 2006-.. | — | — |
Belta | 2005-.. | U441F | — |
Caldina 215G | 1997-2002 | A241F,A243F+MF1A | задний — Torsen (GT) |
Caldina 240 | 2002-2007 | A248F+MF1A | — |
Camry V20 [3] | 1997-2001 | A541F | — |
Camry V30 | 2001-2006 | U140F» | — |
Camry V40 | 2006-.. | U140F» | — |
Carina 210 | 08.1998-2001 | A241F,A243F+MF1A | — |
Corolla 120 [4] | 2000-2006 | U340F,U341F+MF1A | — |
Corolla 140 [5] | 2006-.. | K310F, K311F | — |
Corolla Spacio 120 | 2001-2007 | U341F | — |
Corona 210 | 12.1997-2001 | A241F,A243F+MF1A | — |
Duet | 1998-2004 | — | — |
Opa | 2000-2005 | U341F+MF1A | — |
Passo | 2004-.. | — | — |
Premio 240 [6] | 2001-2007 | U341F+MF1A | — |
Premio 260 [6] | 2007-.. | K311F | — |
Ractis | 2005-.. | U340F | — |
Sienta | 2003-.. | U340F | — |
Vista 50 | 1998-2003 | U240F+MF1A | — |
Vitz 90 | 2005-.. | U441F | — |
Voltz | 2002-2004 | U341F | — |
Will VS | 2001-2004 | U341F | — |
[1] — Probox / Succeed
[2] — Tercel / Corsa / Corolla II
[3] — Camry / Camry Gracia / Mark II Qualis
[4] — Corolla / Corolla Fielder / Corolla Runx / Allex
[5] — Corolla Axio / Corolla Fielder
[6] — Premio / Allion
1.4. Схема ATC |
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес э/м муфтой
Схема ATC (Ipsum) |
Система ATC (Active Torque Control)в основном похожа на V-Flex, но вместо вязкостной муфты для подключения заднего моста применена электромеханическая. Режим «разрешения» полного привода включается кнопкой «4WD AUTO» — постоянно ведущим при этом остается передний мост, но блок управления получает возможность временно подключать задний привод в зависимости от условий движения. Муфта позволяет также плавно распределять момент, подавая на задние колеса до половины общего усилия. В выключенном состоянии привод осуществляется только на передние колеса.
Модель | Выпуск | КПП/РК | Блокировка |
Alphard 20 [1] | 2008-.. | U660F | — |
Auris 150 | 2007-.. | K310F,K311F | — |
Blade 150 | 2007-.. | K112F | — |
Corolla Rumion 150 | 2007-.. | — | — |
Estima 40 | 1999-2006 | U140F»’ | — |
Estima 50 | 2006-.. | U660F»’ | — |
Gaia | 1998-2004 | A243F+MF1A | — |
Ipsum 10 | 04.1998-2001 | A243F+MF1A | — |
Ipsum 20 | 2001-.. | A243F+MF1A | — |
Isis | 2004-.. | K111F | — |
Ist 110 | 2007-.. | — | — |
Mark X Zio | 2007-.. | K112F | — |
Nadia | 1998-2003 | A243F+MF1A | — |
Noah 60 [2] | 2001-2007 | K111F,A248F | — |
Noah 70 [2] | 2007-.. | K111F | — |
RAV4 30 [3] | 2006-.. | K112F,U151F | — |
Wish 10 | 2003-.. | U341F | — |
[1] — Alphard / Vellfire
[2] — Noah / Voxy
[3] — RAV4 / Vanguard
1.5. Схема VSC+ |
Постоянный полный привод, с межосевым дифференциалом, электронная эмуляция блокировок
VSC+ является своеобразным ответвлением стандартной схемы второго поколения. Элементы конструкции здесь сохранились почти те же, но принципиально отсутствуют муфты автоматической блокировки дифференциалов. Вместо них эмуляция блокировки осуществляется при помощи систем VSC/TRC/ABS — буксующее колесо принудительно подтормаживается и момент таким образом передается на другое колесо той же оси. Аналогично удается перераспределять момент между передней и задней осями.
Не говоря уже о надежности, эффективность данной схемы в условиях, всего лишь приближенных к внедорожным, оставляет желать лучшего.
Источник статьи: http://www.clubcaribov.info/text4wd1.html