Двигатели ЗМЗ-402 неприхотливы в эксплуатации и достаточно просты в техническом обслуживании. Это бензиновые, карбюраторные, 4-цилиндровые рядные моторы. Устанавливались преимущественно на автомобили Волги и Газели. За годы производства было выпущено 6 125 136 экземпляров двигателя.
Модификации двигателя ЗМЗ 402-й серии:
ЗМЗ-402.10 как основной базовый вариант под бензин марки АИ-92;
ЗМЗ-4021.10, потребляющий топливо А-76 (80);
ЗМЗ-4022.10, имеющий зажигание нового типа, так называемое форкамерно-факельное;
ЗМЗ-4025.10 — предназначен для автомобилей семейства Газель (тот же 4021.10);
ЗМЗ-4026.10 — предназначен для автомобилей семейства Газель (тот же 402.10).
Технические характеристики
Производство
ЗМЗ
Марка двигателя
ЗМЗ-402
Годы выпуска
1981-2006
Материал блока цилиндров
алюминий
Система питания
карбюратор
Тип
рядный
Количество цилиндров
4
Клапанов на цилиндр
4
Ход поршня, мм
92
Диаметр цилиндра, мм
92
Степень сжатия
8.2 6.7*
Объем двигателя, куб.см
2445
Мощность двигателя, л.с./об.мин
100/4500 90/4500*
Крутящий момент, Нм/об.мин
182/2500 172/2500*
Топливо
92 76*
Экологические нормы
—
Вес двигателя, кг
181 184**
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан.
13.5 — —
Расход масла, гр./1000 км
до 100
Масло в двигатель
5W-30 / 5W-40 / 10W-30 / 10W-40 / 15W-40
Сколько масла в двигателе, л
6
При замене лить, л
5.8
Замена масла проводится, км
10000 (лучше 5000)
Рабочая температура двигателя, град.
90
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике
200
* — для двигателей ЗМЗ 4021.10 и 4025.10 ** — вес двигателя для Газели
Обслуживание ЗМЗ-402
Замена масла в ДВС производится каждые 10 тыс.км. Объем масла в двигателе — 6 литров. При замене вместе с масляным фильтром понадобится около 5,8 литра. Масло подходящее по SAE 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40 (многие автовладельцы рекомендуют лить полусинтетическое масло, а использование жидких масел и синтетики ведет к излишним течам).
Регулировать зазоры необходимо раз в 15 тыс.км. Для выпускных клапанов нормальный тепловой зазор в пределе 0,4 — 0,45 мм. Для впускных клапанов первого и четвёртого цилиндра — 0,35 — 0.4 мм. Зазор клапанов второго и третьего цилиндра составляет 0,4 — 0.45 мм.
Источник статьи: http://wikers.ru/engines/gaz/dvigatel-zmz-402.html
Двигатель ЗМЗ-402
Бензиновый, карбюраторный, 4-цилиндровый двигатель с рядным расположением цилиндров и алюминиевым блоком. Простой и неприхотливый, он несложен в техническом обслуживании и не требует высокой квалификации обслуживающего персонала. Для снижения загрязнения окружающей среды двигатель оборудован системой рециркуляции отработавших газов.
Двигатель ЗМЗ-402.10 предназначен для установки на легковые автомобили среднего класса. Двигатель ЗМЗ-4026.10 предназначен для установки на грузовые автомобили малой грузоподъемности.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗМЗ-402
Количество цилиндров
4
Рабочий объем, л
2,445
Степень сжатия
8,2
Номинальная мощность брутто при частоте вращения коленчатого вала мин’1, кВт (л.с.)
73,5(100) 4500
Максимальный крутящий момент брутто при частоте вращения коленчатого вала мин1, Нм (кгс м)
182,4(18,6) 2400-2600
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт (г/лсч)
292,4 (215)
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм
92×92
Масса, кг
181/184
Экология
ЕВРО-0
Модификации двигателя ЗМЗ-402
Обозначение двигателя по КД
VDS-описательная часть маркировки
Характерные особенности омплектности и исполнения двигателя
Применяемость на автомобиле
Комплектации с карбюратором К151С, СРОГ, блоком цилиндров, отлитым под давлением — для автомобилей «ГАЗ»
4021.1000400-02
40210А
Базовая комплектность в едином исполнении с головкой цилиндров 4021.1003007-40.
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, термостатом 4022.1306008-11
ГАЗ-31021 «Волга»
402.1000400-11
40200К
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, с кронштейном ГУР
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-62
40200D
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом 4022.1306008-11
ГАЗ-3102 «Волга»
4021.1000400-90
40210В
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, датчиками со штекерным соединением под новую панель приборов
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-91
40200F
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, датчиками под новую панель приборов
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-101
40200М
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом 4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов
ГАЗ-3102 «Волга»
4021.1000400-110
40210F
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, датчиками под новую панель приборов – для а/м с ГУР
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-111
40200S
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, датчиками под новую панель приборов, кронштейном ГУР
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-121
40200U
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом 4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов, кронштейном ГУР
ГАЗ-3102 «Волга»
4021.1000400-100
40210D
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, термостатом 4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов
ГАЗ-3102 «Волга»
Комплектации с карбюратором К151У, блоком цилиндров, отлитым под давлением — для автомобилей «УАЗ»
4021.1000400-60
40210U
Комплектность с ведомым диском сцепления 451-1601130-02
Автомобили УАЗ старого грузового ряда массой до 3500 кг (Евро-0)
40217.1000400-60
40217U
То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-70
40210L
Комплектность с диафрагменным сцеплением
40217.1000400-70
40217L
То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-71
40210Р
Комплектность с диафрагменным сцеплением, кронштейном ГУР
40217.1000400-71
40217Р
То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-72
40210R
Комплектность с диафрагменным сцеплением, водяным насосом под муфту привода вентилятора, с кронштейном ГУР
40217.1000400-72
40217R
То же, в тропическом исполнении
40217.1000400-М
40217Е
Комплектность в тропическом исполнении, со степенью сжатия Е = 7,0 с диафрагменным сцеплением, с головкой цилиндров 4021.1003007-70, без ремня привода агрегатов
4021.1000400-130
40210М
Комплектность с диафрагменным сцеплением, датчиками под новую панель приборов
40217.1000400-130
40217М
То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-131
40210N
Комплектность с диафрагменным сцеплением, датчиками под новую панель приборов, с кронштейном ГУР
40217.1000400-131
40217N
То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-132
40210S
Комплектность с диафрагменным сцеплением, водяным насосом под муфту привода вентилятора, датчиками под новую панель приборов, с кронштейном ГУР
40217.1000400-132
40217S
То же, в тропическом исполнении
Комплектации с карбюратором К151С, блоком цилиндров отлитым под давлением, отдельным приводом вентилятора с передаточным отношением 1,27
4025.1000400-01
40250F
Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40
«Газель» (4х2)
4026.1000400-01
40260F
Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10
«Газель» (4х2, 4х4) «Соболь» (4х2)
4026.1000400-30
40260Н
Комплектность для работы на газовом топливе с проставкой
«Газель» (4х2, 4х4) «Соболь» (4х2)
4026.1000400-10
40260Т
Комплектность с блоком цилиндров 4021.1002010-01, колоколообразным картером сцепления 410.1601015
«Газель» (4х2, 4х4) «Соболь» (4х2)
Конструкция двигателя ЗМЗ-402
Описание конструкции
Двигатель ЗМЗ-402 карбюраторный, четырехцилиндровый. Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров чугунные, съемные. Крышки коренных подшипников и картер сцепления обработаны в сборе с блоком и поэтому они не взаимозаменяемы.
Коленчатый вал двигателя чугунный, пятиопорный, динамически отбалансирован с маховиком и ведущим диском сцепления. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам переднего коренного подшипника.
Распределительный вал с пятью опорными шейками разного диаметра установлен в блоке цилиндров. На валу нарезана шестерня привода датчика-распределителя зажигания и масляного насоса.
Привод распределительного вала осуществляется через текстолитовую или полиамидную шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. Кулачки распределительного вала воздействуют на толкатели. Штанги толкателей через коромысла приводят в действие клапаны.
Система смазки двигателя — комбинированная. Для охлаждения масла установлен масляный радиатор. При давлении в системе 0,7–0,9 кгс/см2 предохранительный клапан открывается и масло поступает в радиатор, а затем сливается в картер двигателя. Для отключения масляного радиатора предусмотрен кран. При положении ручки вдоль шланга – он открыт.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая. Перед радиатором установлен дополнительный электровентилятор.
Впускной трубопровод подогревается отработавшими газами. Регулятор подогрева имеет два положения – “зима” и “лето”.
Источник статьи: http://www.uazbuka.ru/engine/eng_ZMZ-402.html
ЗМЗ-402
Характеристики двигателя ЗМЗ-402
Производство
ЗМЗ
Марка двигателя
ЗМЗ-402
Годы выпуска
1981-2006
Материал блока цилиндров
алюминий
Система питания
карбюратор
Тип
рядный
Количество цилиндров
4
Клапанов на цилиндр
2
Ход поршня, мм
92
Диаметр цилиндра, мм
92
Степень сжатия
8.2 6.7*
Объем двигателя, куб.см
2445
Мощность двигателя, л.с./об.мин
100/4500 90/4500*
Крутящий момент, Нм/об.мин
182/2500 172/2500*
Топливо
92 76*
Экологические нормы
—
Вес двигателя, кг
181 184**
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан.
13.5 — —
Расход масла, гр./1000 км
до 100
Масло в двигатель
5W-30 5W-40 10W-30 10W-40 15W-40
Сколько масла в двигателе
6
При замене лить, л
5.8
Замена масла проводится, км
10000 (лучше 5000)
Рабочая температура двигателя, град.
90
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике
200
200
Тюнинг — потенциал — без потери ресурса
120-130
Двигатель устанавливался
ГАЗ 2410 ГАЗ 3102 ГАЗ 31029 ГАЗ 3110 ГАЗ 31105 ГАЗ Газель ГАЗ Соболь
* — для двигателей ЗМЗ 4021.10 и 4025.10 ** — вес двигателя для Газели
Неисправности и ремонт двигателя Волга/Газель ЗМЗ-402
Двигатель ЗМЗ-402 один из самых известных и массовых моторов из Заволжья, представляет собой алюминиевый блок, с мокрыми гильзами из чугуна, с нижним расположением распредвала, клапана в движение посредством штанг и коромысел, по сути, это слегка доработанный ЗМЗ 24Д, в котором изменили выпускной коллектор, шпильки ГБЦ, установили распредвал с подъемом 9.5, вместо 9 мм, немного подкорректировалась сама головка, поменяли маслянный насос, а так же изменены другие, менее значимые, вещи. Двигатель ЗМЗ-402 есть высшая точка развития мотора ГАЗ 21, того самого движка конструкции 50-х годов…
Модификации двигателя ЗМЗ 402:
1. ЗМЗ 402.10 — основной и самый распространенный движок, СЖ 8.2, использует 92-й бензин. Используется на Волгах 2. ЗМЗ 4021.10 — мотор со сниженной СЖ до 6.7, под 76-й бензин. Используется на Волгах 3. ЗМЗ 4022.10 — двигатель с с форкамерно-факельным зажиганием. Этот тип мотора отличался другой ГБЦ, впуском, выпуском, другим распредвалом, измененным карбюратором и, в целом, более сложной конструкцией. Все эти нововведения должны были повысить тахнические характеристики, экономичность, токсичность и прочее. На выходе получился конструктивно сложный мотор, экономичность была не столь заметна и требовались дальнейшие работы по его совершенствованию, поэтому в 1992 году, производство форкамерных двигателей было свернуто. 4. ЗМЗ 4025.10 — аналог ЗМЗ 4021.10, но для автомобилей семейства Газель. 5. ЗМЗ 4026.10 — аналог ЗМЗ 402.10, но для автомобилей семейства Газель.
Неисправности двигателей ЗМЗ 402
1. Самым известным слабым местом 402-го движка является задний сальник коленвала, который не что иное, как веревка пропитанная графитовой смазкой, держит она до 2500 об/мин, после превышения данного порога, ее свойства теряются и она начинает гнать масло наружу. Замена сальниковой набивки на ЗМЗ 402 решает все вопросы. 2. Конструкция от карбюратора до головы так же кривая, поэтому на холостых в цилиндры смесь подается не совсем равномерно, отсюда на холостом ходу у ЗМЗ-402 различные дергания, вибрации и прочие прелести жизни. 3. Стук двигателя ЗМЗ-402, обычно в этом виноваты неотрегулированные клапана, работы по регулировке зазоров клапанов, нужно проводить каждые 15000 км, некоторые владельцы ставят гидрокомпенсаторы на змз 402 и вопрос частично решается. Если же клапана в норме, тогда стук провоцирует распредвал либо шатунные вкладыши. 4. Вибрация ЗМЗ 402. Обычно ее провоцируют подушки, если же опоры в норме, тогда дело в дисбалансе КШМ, карбюраторе или системе зажигания. 5. Перегрев двигателя. Для ЗМЗ-402 данное явление норма, проблема в термостате, помпе либо воздушная пробка в системе охлаждения. В принципе, конструкция системы охлаждения 402-го мотора такова, что центральная часть ГБЦ греется сильнее и со временем происходит вдавливание шайб и ослаблением гаек, если их своевременно не подтянуть, вас ждет прогар прокладки.
Вышеназванные неисправности, естественно, не все, это самые основные и наиболее распространенные проблемы, список можно продолжать вечно, но владелец автомобиля с двигателем ЗМЗ-402 должен четко понимать — он обладатель ретро мотора и нужно быть готовым к любым его капризам. Плюсы у двигателя ЗМЗ 402 тоже есть, это простота, живучесть и ремонтопригодность, достать запчасти на Волгу/Газель не проблема в любое время дня и ночь, в любой точке СНГ. Приличный ресурс, если за мотором следить, передвигаться аккуратно и не выкручивать его без причины, то прослужит от 200 и более тыс.км. В общем и целом, по меркам 60-70х годов, мотор хороший, но время идет, все развивается, совершенствуется и по меркам XXI века, его место в музее, куда он и был отправлен в 2006 году. У 402-го движка есть много копий, это двигатели производства УМЗ 451, 414, 417, 421,некоторые из них выпускаются и по сей день, у всех этих моторов был один общий прародитель — ГАЗ 21 и конструкция практически один в один. В 1997 году на ЗМЗ был разработан преемник 402-го — ЗМЗ-406, об этом 16 клапанном моторе читаем здесь.
Тюнинг двигателя Волга/Газель ЗМЗ-402
Форсирование ЗМЗ 402.
Как форсировать двигатель ЗМЗ 402 правильно и без потери ресурса, для этого нам потребуется увеличить диффузоры карбюратора до 26/30мм, установить распредвал (например ОКБ Двигатель 35) и прямоточный выхлоп равного диаметра по всей длине. Данный тюнинг можно запросто произвести своими руками, мощность двигателя на выходе составит 120-130 л.с. Для повышения эффективности, можно отфрезеровать головку блока цилиндров до высоты 93мм, под увеличение степени сжатия, это даст еще несколько лошадей. Ставить более злой распредвал и крутить в небеса смысла нет, на ЗМЗ-402 используется тяжелая тракторная поршневая группа, весь плюс уйдет на инерционные потери и трение, данным шагом кроме скорейшего капитального ремонта, ничего не получим. Можно попробовать решить вопрос установкой кованой облегченной поршневой, облегченным коленвалом, отбалансировать и все равно после 6000 об/мин мотор будет сдуваться, благодаря особой конструкции ГБЦ, этот вопрос нерешаем, а покупка ковки совершенно нерационально.
ЗМЗ-402 Турбо. Компрессор на 402 мотор
Самый простой способ надуть Волгу, это купить компрессор, например SC-14 и дуть в карбюратор. Усиливать ШПГ не нужно, давление до 0.5-0.7 бар она держит, выхлоп нужно заменить на полностью прямоточный. Данный метод элегантностью исполнения не отличается и поэтому, чтоб получить серьезный эффект, нам нужно переводить мотор на инжектор, менять ШПГ и коленчатый вал на кованые, ставить распредвал, ресивер, компрессор SC-14 или Eaton M90, настраивать все на январе онлайн. Это поедет быстрее 406-го мотора, но стоимость… Чтоб касается турбины, кроме вышеобозначенного, нам потребуется турбокит либо собирать его самому, варить коллектор под турбину, сама турбина, пайпинги, форсунки 440сс, подбирать валы, выхлоп на 63-76 трубе, нужно обязательно инжектировать двигатель и в конце концов стоимость выльется в 2-3 цены автомобиля. Поэтому турбину на 402 двигатель никто не ставит. Лучший выбор модернизации ЗМЗ 402 это либо атмосферный вариант либо замена на ЗМЗ 406 мотор или 1JZ-GTE.
1JZ на Волгу
Двигатель 1JZ-GE / 1JZ-GTE один из самых распространенных вариантов свапа на Волгу, становится без особых проблем, более того, ГАЗ 3102 с завода выпускались с таким мотором, поэтому это самый оптимальный выбор по модернизации вашего ЗМЗ-402, ищите донора, ищите сервис с опытом таких работ (благо их немало), оформляйте переделку и наслаждайтесь существенно возросшей мощностью, экономичностью, тишиной и надежностью легендарного мотора 1JZ.