Снятие и установка двигателя
Перед снятием двигателя необходимо снять коробку передач. Двигатель снимается без коробки передач наверх. Впускной и выпускной коллекторы, а также генератор остаются на двигателе. Для снятия двигателя требуется подъемный кран.
Так как требуется также снятие некоторых соединений и под автомобилем, автомобиль требуется поднять и установить на надежные подставки. Перед монтажными работами в моторном отсеке необходимо накрыть передние крылья.
Электрические провода, а также вакуумные и водяные шланги могут по-разному прокладываться в моторном отсеке в зависимости от года выпуска и состава оборудования. Так как невозможно привести подробное описание каждого из вариантов прокладки, рекомендует я маркировать провода и шланги при их отсоединении.
Приводится описание снятия двигателя на моделях 316i, 318i (4а также на моделях 3201,325т (6-цилиндровые двигатели). В двигателях, устанавливаемых на моделях 316i, 318i с сентября 1993 г. имеются изменения, связанные с новой системой зажигания без распределителя зажигания и модифицированной впускной трубой.
Снятие
Снять коробку передач.
Установить капот моторного отсека в монтажное положение, то есть вертикально. Для этого отсоединить крюк -стрелка- и отжать капот наверх. Нажать на шарнир петли и освободить капот.
Внимание: При капоте моторного отсека, установленном в монтажном положении запрещается включать стеклоочиститель. Стеклоочиститель при этом не имеет свободы движения и царапает капот. Рекомендуется вытащить предохранитель стеклоочистителя.
Отключить провод массы от аккумулятора.
Внимание: При отключении аккумулятора стирается информация в электронных устройствах памяти, например накопитель неисправностей двигателя или память охранного кода радиоприемника. При отключении аккумулятора соблюдать указания разделов «Радиоприемник» и «Снятие и установка аккумулятора».
Внимание: На автомобилях с шестицилиндровыми двигателями аккумулятор находится в багажном отсеке рядом с запасным колесом.
Снять воздушный фильтр и расходомер воздуха. Для этого повернуть гайку с накаткой на разъеме влево и снят разъем. Отвернуть болты -1- и освободить хомут на шланге и вытащить коробку воздушного фильтра.
Шестицилиндровый двигатель: Отвернуть термостата системы охлаждения/всасываемого воздуха и вытащить датчик
Отсоединить шланги клапана регулятора холостого хода и вентиляции картера от впускного шланга. Четырехцилиндровый двигатель: снять с впускного шланга крепления электрических проводов.
Шестицилиндровый двигатель: Отвернуть воздуховод генератора -стрелки- и вытащить.
Слить охлаждающую жидкость.
Внимание: Если шланги крепятся стяжными хомутами обрезать их а при установке поставить винтовые хомуты.
Четырехцилиндровый двигатель
Отсоединить водяные шланги от корпуса термостата, предварительно освободив хомуты шлангов.
Отсоединить от двигателя шланг, идущий к расширительному бачку системы охлаждения.
Снять крышку рычага дроссельной заслонки. Для этого отвернуть болт, поднять крышку и отвернуть 2 передних болта.
Отсоединить трос газа -1-, для чего освободить зажим в направлении стрелки. При наличии автоматической трансмиссии отсоединить также трос -2-.
Вывернуть болты -3- и отложить тросы с креплениями в сторону.
Отсоединить разъем -4- регулятора холостого хода, а также вакуумные шланги -5- и -6-.
Отсоединить водяные шланги от крана отопителя и от отопителя, предварительно освободив хомуты.
Снять канал притока свежего воздуха отопителя.
Отсоединить вакуумный шланг от гидроусилителя тормозной системы. Для снятия требуется приложить усилие.
Внимание: Закрыть отверстие на гидроусилителе чистой тряпкой.
Шестицилиндровый двигатель
Отсоединить трос газа -1- от рычага дроссельной заслонки. Для этого прижать рычаг дроссельной заслонки в направлении троса, освободить ниппель -3- узкой отверткой. Сжать выступы -2- зажима и вытащить из рычага дроссельной заслонки. Вытянуть трос газа вниз из прорези в рычаге дроссельной заслонки. Если имеется, таким же образом снять второй трос (при специальном составе оборудования системы регулирования скорости, см. рисунок).
Снять крышку маслозаливной горловины.
Подцепить отверткой небольшие заглушки -стрелки- и отвернуть расположенные под ними болты. Снять с головки цилиндров 2 пластмассовые накладки.
Отвернуть с передней стороны головки цилиндров перемычку массы -1-.
Отсоединить штуцер вентиляции -2- головки цилиндров, приподняв при этом отверткой планку на штуцере.
Отвернуть 2 болта -1 и вытянуть наверх колодку разъемом. Заметить положение резиновых прокладок для последующей установки.
На каждой катушке зажигания оттянуть вверх металлическую скобу -2- и отсоединить разъем, см. рисунок. Снять колодку разъемов вместе с проводами.
Отсоединить от патрубка дроссельной заслонки следующие шланги и разъемы. Целесообразно перед отсоединением замаркировать шланги и провода и места их подключения, чтобы не перепутать их при последующей установке. Освободить хомуты крепления шлангов, сжимать фиксирующие скобы разъемов. -1- разъем выключателя дроссельной заслонки, -2- разъем датчика температуры воздуха, -3- водяные шланги подогрева дроссельной заслонки, -4- шланг вентиляции топливного бака, -6- подающий топливный шланг (белый штуцер), -7- возвратный топливный шланг (черный штуцер).
Внимание: Опасность возгорания, не курить. Вытекающее топливо вытирать тряпкой.
Шестицилиндровый двигатель: Отсоединить шланг клапана регулирования холостого хода с нижней стороны впускной трубы. Внимание: Фиксирующие язычки легко ломаются. Место подключения сверху не видно, на рисунке показан вид на впускную трубу снизу.
Отвернуть опору впускной трубы.
Отвернуть впускной коллектор от головки цилиндров.
Внимание: Не допускать попадания во впускной канал никаких предметов. Не удаленные предметы могут привести к тяжелым повреждениям двигателя.
Прижимая проволочные фиксаторы, отсоединить разъемы. -1- датчик температуры, -2- датчик указателя температуры, -3- выключатель давления масла, -4- клапан регулирования холостого хода.
— На четырехцилиндровом двигателе дополнительно отсоединить следующие разъемы: провода зажигания от катушки зажигания, разъемные соединения форсунок (в конце кабельного канала), разъемное соединение клапана вентиляции топливного бака (в проводе между емкости с активированным углем и впускной трубой).
Четырехцилиндровый двигатель: Отвернуть кронштейн топливных шлангов.
Отсоединить разъемы на корпусе маховика: -1-датчик опознавания цилиндров (черный); -2- датчик импульсов DME (Motronic, серый).
Отсоединить провода генератора и стартера.
Отвернуть кабельный канал от моторного блока и отложить жгут проводов двигателя в сторону.
Автомобили с гидроусилителем рулевого управления: Снять клиновой ремень, отвернуть насос гидроусилителя и отложить его в сторону с подсоединенными шлангами.
Внимание: Если гидравлическая система открывается, после установки из нее необходимо будет удалять воздух.
Отвернуть 2 болта крепленая бачка гидроусилителя рулевого управления на левой несущей балке двигателя и подвесить бачок на проволоке.
Автомобили, оборудованные кондиционером: Отвернуть компрессор кондиционера и отложить е о в сторону с подсоединенными шлангами. Внимание: Ни в коем случае не открывать рабочий контур кондиционирования, так как выход фреона может вызвать обморожение.
Подцепить двигатель тросом. Для этого подсоединить трос или цепь к подъемным проушинам -стрелка- двигателя. Немного приподнять двигатель подъемным краном.
Отвернуть гайки с правой опоры двигателя а также перемычки массы -стрелки .
Таким же образом отвернуть гайки с левой опоры двигателя.
Проверить, что все шланги и провода, соединяющие двигатель с кузовом, отсоединены, и после этого вытащить двигатель
Внимание: Во избежание повреждений кузова двигатель проводить осторожно.
Снятый двигатель не может стоять более 10 минут в перевернутом положении, так как опустошатся гидравлические компенсаторы зазоров клапанов и станут неработоспособными Если требуется перевернуть двигатель, снять гидравлические компенсаторы зазоров клапанов.
Установка
Проверить отсутствие порывов и растрескивания опор двигателя, водяных, масляных и топливных шлангов и, если требуется, заменить их.
Проверить легкость вращения подшипника коленчатого вала и выжимного подшипника сцепления и легкость перемещения отжимной вилки сцепления.
Проверить толщину и состояние фрикционной накладки ведомого диска сцепления.
Осторожно ввести двигатель в моторный отсек. Во избежание повреждения приводного вала, сцепления и кузова двигатель проводить при опускании очень осторожно.
Навернуть, не затягивая, гайки опор двигателя.
Установить коробку передач.
Подергивая за двигатель, выровнять его. После этого затянуть крепление опор двигателя моментом 45 нм.
Если снимался, установить компрессор кондиционера.
Привернуть насос гидроусилителя рулевого управления.
Установить и натянуть клиновой ремень.
Подсоединить разъемы датчика опознавания цилиндров и импульсного датчика DME на корпусе маховика. Подсоединить разъемы датчика температуры, датчика указателя температуры, выключателя давления масла и клапана регулятора холостого хода.
Шестицилиндровый двигатель: Вставить в головку цилиндров впускную трубу и привернуть. Перед установкой заменить все прокладки -стрелки-.
Привернуть опору впускной трубы.
Подсоединить все электрические провода, вакуумные, водяные и топливные шланги в соответствии со сделанными при снятии маркировками к штуцеру дроссельной заслонки, а также к головке цилиндров. Шланги закрепить хомутами. Электрические провода зафиксировать кабельными зажимами.
Поставить и привернуть колодку разъемов на головке цилиндров.
Поставить и привернуть облицовку головки цилиндров.
Подсоединить все снятые разъемы и шланги. Шланги закрепить хомутами
Подсоединить трос газа и, если имеется, трос автоматической трансмиссии.
Подсоединить вакуумный шланг к гидроусилителю тормозной системы.
Вставить и привернуть канал подачи свежего воздуха отопителя.
Привернуть к генератору электрические провода.
Привернуть крышку генератора.
Проверить фильтрующий элемент воздушного фильтра, выколотить его или при необходимости заменить. Установить воздушный фильтр.
Подсоединить и закрепить хомутами водяные шланги отопителя.
Проверить морозозащитные свойства охлаждающей жидкости и при необходимости добавить концентрат.
Проверить уровень масла в двигателе и в коробке передач и при необходимости долить.
Подсоединить провода к аккумулятору.
Запустить двигатель и разогреть до рабочей температуры, проверить уровень охлаждающей жидкости и герметичность всех шланговых соединений.
Установить защитный поддон силового агрегата.
Источник статьи: http://www.bmwman.ru/3er/E36/power/engine/snyatie-i-ustanovka-dvigatelya
Двигатели BMW 3 серии e36
BMW 3 серии (индекс кузова – E36) — это третье по счету поколение легковых автомобилей от баварского производителя. Данная модель выпускалась с 1990 года по 2000 год. Если сравнивать с предыдущей генерацией, то «тройка» E36 подросла и стала более обтекаемой или элегантной. В прошлом поколении третья серия БМВ чаще встречалась в кузове двухдверного купе, обновленная версия стала более практичной и преобразилась в черерехдверный седан, хотя обновленные «купешки» тоже были (выпускались с 1992 года).
Также с 1993 года производитель предложил открытый кабриолет E36, это была укороченная версия с двумя дверьми. Еще спустя два года появились и трехдверные хэтчбеки и семейные универсалы (1995 год). Спортивная версия E36 M3 появилась в 1992 году, сначала в виде купе, но в 1994 году она стала доступна в кузове и кабриолет, и седан. За время существования третьего поколения BMW 3 было продано почти 2,8 миллионов штук таких автомобилей. Официальных поставок в Россию этих автомобилей не было, но они частые участники дорожного движения в нашей стране, люди самостоятельно их ввозили в свое время.
Двигатели
На эти машины предлагалось достаточно много различных моторов, стоит рассмотреть их немного детальнее. M43B16 – это четырехцилиндровый инжекторный 1,6-литровый бензиновый силовой агрегат, выдающий 102 лошадиные силы. M43B18 конструктивно такой же мотор, как только что названный, отличие заключается лишь в увеличенном рабочем объеме до 1,8 литра и мощности, которая при этом возросла до 115 «лошадок».
M52B20 – шестицилиндровый двухлитровый бензиновый ДВС с объемом в два литра ровно, его мощность составляет 150 «кобыл». M52B25 – это еще одна разновидность, рассмотренного двигателя, но 2,5-литровая и мощностью в 170 л.с., M52B28 – «старший брат» серии, его объем 2,8-литра (193 лошадиные силы).
M43B19TU – бензиновый двигатель с четырьмя цилиндрами, мощностью 105 лошадиных сил. Это довольно редкий силовой агрегат для данных автомобилей. Мотор M50B25 имеет шесть цилиндров в ряд, объем равен 2,5 литрам, мощность – 192 лошадиные силы. Такой силовой агрегат тоже не получил широкого распространения. M40B18 – это тоже редкий ДВС, выдающий 113 «лошадок» при объеме в 1,8 литра.
Есть и дизельные двигатели на этих машинах. M41D17 – турбомотор с рабочим объемом в 1,7 литра (90 «лошадок»), конструктивно представляет собой рядную «четверку». M51D25 – шестицилиндровый рядный 2,5-литровый «дизель», который способен выдавать мощность в 143 «кобылы», если оснащен турбонагнетателем и 115 лошадиных сил в атмосферном исполнении.
Технические данные моторов BMW 3 серии E36
Название ДВС | Кол-во цилиндров | Тип топлива | Рабочий объем | Мощность мотора |
---|---|---|---|---|
M43B16 | Четыре в ряд | Бензин | 1,6 литра | 102 лошадиные силы |
M43B18 | Четыре в ряд | Бензин | 1,8 литра | 115 лошадиных сил |
M52B20 | Шесть в ряд | Бензин | 2,0 литра | 150 лошадиных сил |
M52B25 | Шесть в ряд | Бензин | 2,5 литра | 170 лошадиных сил |
M52B28 | Шесть в ряд | Бензин | 2,8 литра | 193 лошадиные силы |
M43B19TU | Четыре в ряд | Бензин | 1,9 литра | 105 лошадиных сил |
M50B25 | Шесть в ряд | Бензин | 2,5 литра | 192 лошадиные силы |
M40B18 | Четыре в ряд | Бензин | 1,8 литра | 113 лошадиных сил |
M41D17 | Четыре в ряд | Дизель | 1,7 литра | 90 лошадиных сил |
M51D25 | Шесть в ряд | Дизель | 2,5 литра | 115/143 лошадиные силы |
Проблемы моторов
Ничего идеально в мире нет, включая двигатели БМВ. У каждого силового агрегата были свои проблемы, стоит перечислить их, чтобы хоть немного иметь представление и них.
Моторы серии M43 относительно надежны, но их мощности откровенно мало для такой машины. Если обозначать какие-то типичные неисправности, то можно назвать поломки системы изменяемой геометрии DISA, когда это случится, то послышится треск и шум, который ни с чем не спутать. Главная беда – это течь масла из-под клапанной крышки из-за лопнувшей прокладки. Имеет место быть засорение клапана рециркуляции картерных газов, а из-за этого трескаются трубки системы охлаждения и происходят утечки антифриза. Если в мотор лить дешевое масло, то это быстрее всего скажется на распредвале (износ) и гидрокомпенсаторах (стук).
Двигатели серии M52 первых годов выпуска имели никасиловое покрытие в цилиндрах, которое быстро разрушалось. От малейшего перегрева пробивает прокладку ГБЦ и с большой вероятностью ведет «голову». Иногда бывают пропуски в зажигании, это случается из-за коксовки гидрокомпенсаторов. Заслонка DISA может оборваться и упасть в цилиндры. Мембрана клапана вентиляции картерных газов требует довольно частой чистки. На пробегах свыше ста тысяч километров пробега обычно нужен ремонт системы фазорегуляции (Vanos). На пробегах в двести тысяч может начаться серьезный масложор из-за залегания поршневых колец.
ДВС серии M50 грешат течью прокладок и сальников, плавающими оборотами (быстрое загрязнение дроссельной заслонки или КХХ). Также встречаются моторы, которые троят, причины обычно кроются в свечах и катушках зажигания. Vanos (система изменения фаз газораспределения) иногда подводит. Крайне нежелательны перегревы мотора, это всегда выливается в пробитую прокладку ГБЦ в лучшем случае.
«Дизеля» серии M41 крайне сильно боятся перегрева, это сразу может привести к трещинам в ГБЦ, которую придется менять. Турбина этих моторов долго не ходит, обычно её ресурс ограничен пробегом в 150000 километров, а затем она начинает гнать масло. Если двигатель начал плохо заводиться и плавают обороты, то можно начинать откладывать деньги на ремонт ТНВД, который уже близко. Клапан ЕГР забивается быстро и из-за этого появляется некая «задумчивость» мотора. Цепной газораспределительный механизм служит около 200000 километров пробега, а потом его, скорее всего, нужно будет поменять.
Дизельные силовые агрегаты серии M52 требует к себе внимания. Их нельзя перегревать, иначе придется менять ГБЦ, а это удовольствие не из дешевых. На них случаются частые сбои фаз газораспределения, так как происходит растяжения цепи ГРМ. Некачественное масло или редкая его замена приведут к значительному ухудшению состояния плунжерной пары ТНВД. Если двигатель имеет проблемы с запуском на холодную, то, скорее всего подкачивающий насос нужно будет скоро поменять. На пробегах от 150000 километров и выше требуется замена или хотя бы ремонт турбокомпрессора.
Надежность
Проблемы были озвучены, но не стоит этого пугаться, ведь не обязательно все они проявляются на каждом моторе и постоянно. Некоторые владельцы БМВ вообще не сталкиваются с поломками. Это возможно, если попадется автомобиль, который всегда правильно и вовремя обслуживается. Стоит также принять во внимание тот факт, что на дорогах крайне часто встречаются такие автомобили, а будь они особенно проблемными, то вряд ли люди на них ездили бы.
Контрактные моторы
Двигатель любой серии можно без особого труда найти на третью серию БМВ E36. Есть варианты с машин, которые имеют российскую «прописку», а есть предложения по моторам и без пробега по нашей стране. Эти автомобили хорошо продавались в свое время, а значит, что и предложение по контрактникам значительное и оно обуславливает умеренные цены, что не может не радовать. Хотя вопрос о ценах на комплектующие для владельцев любой БМВ является всегда вопросом отностиельным.
Источник статьи: http://motorist.expert/bmw/e36.html