Устранение неисправностей автомобиля рулевое управление
Рулевое управление: рекомендации к устранению неисправностей
опубликовано 16.02.2015 |
Автомобиль без руля — всё равно, что поезд, сошедший с рельсов – абсолютно неконтролируемое движение, и при возникновении критических неисправностей рулевого управления, остается надеяться, что хотя бы с тормозной системой все в порядке. Безопасность водителя и остальных участников движения напрямую зависит от исправности механизма рулевого управления. Поэтому в этой статье мы решили подробнее остановиться на том, как определить, что рулевой механизм неисправен, какая именно часть механизма повреждена, и что при этом необходимо делать автовладельцу.
Неисправности системы рулевого управления могут возникнуть по естественным причинам износа деталей механизма, или из-за неполадок в других частях авто, влияющих на рулевое управление – износились шины, сбилась балансировка и т.д., — но чаще всего причиной становится езда по неровной поверхности — весьма актуально в условиях русских вечно ремонтирующихся дорог, а также по причине небрежного вождения. Чем более аккуратно Вы будете объезжать всевозможные ямы и колдибины, тем дольше вопрос ремонта рулевого управления Вас не будет беспокоить.
Чтобы понять, что именно неисправно, нужно знать, из чего же состоит система рулевого управления. Поэтому для начала вспомним, как работает узел: рулевое колесо передает крутящий момент через кардан рулевого управления рулевой рейке, которая в свою очередь через рулевые тяги передает усилия в рулевые наконечники, обеспечивающие поворот колес на различные углы. Неисправность любого элемента узла недопустима, ведь мы уже говорили, что от того, каким образом система будет реагировать на Ваши команды, будет зависеть безопасность всех участников движения, и об этом ни в коем случае нельзя забывать.
Диагностику системы рулевого управления несложно проводить самостоятельно – достаточно быть внимательным и следить за тем, как реагирует руль на Ваши действия. Ниже мы рассмотрим конкретные признаки неисправности механизма, и что в каждом случае необходимо делать.
Стучит рулевая рейка?
Посторонние звуки в случае автомобиля в любом случае не сулят ничего хорошего, так и появление в рулевой рейке стука, скрежета и т.д. – признак того, что ослабились крепежные болты рулевой рейки или износились внутренние детали (центральный зуб, опорная втулка и т.д.). А это значит, что в скором времени Вы можете услышать в отношении себя это нежелательный вердикт – «не справился с управлением». Стук в рулевой рейке — один из самых частых признаков неисправности рулевого механизма. Эти звуки можно обнаружить даже при заглушенном двигателе, ели сделать несколько резких движений рулем в разные стороны. При обнаружении посторонних звуков в рулевом механизме срочно обратитесь к специалистам – Вам требуется установка нового ремкомплекта.
Тугой или тяжелый руль?
Если Вы почувствовали, что управлять рулём стало тяжелее, и в некоторых его положениях приходится прикладывать больше усилий, то проблема скорее всего в рулевой рейке либо кардане рулевого управления. В ближайшее время появится посторонний шум / скрежет и Вы почувствуете запах гари из гидроусилителя руля. Это означает, что Вы давно не проводили диагностику рулевого управления, и уже пора обратиться в автосервис, причем срочно, а не откладывая в долгий ящик.
Появились масляные пятна на месте стоянки автомобиля?
Если Вы обнаружили, что на стоянке под передней частью автомобиля появились масляные пятна, это означает, что произошло нарушение герметичности сальников и/или пыльников, и поэтому образовалась течь рейки либо ГУРа. В этом случае с посещением сервиса также нельзя тянуть. Если потекла рулевая рейка, ее полностью разберут, оценят целостность корпуса механизма и вала, уплотнительных колец и сальников, которые при необходимости нужно будет заменить на новые.
Автомобиль «не слушается» руля?
Еще одна распространенная неисправность рулевого механизма, когда руль «не слушается» водителя и реагирует на его действия неправильно: медленно возвращается в исходное положение после поворотного маневра или не возвращается в него вовсе, либо поворот руля не соответствует повороту колес. В этом случае причиной могли стать неисправность рулевых наконечников, ГУРа или ЭУРа, и требуется срочная замена вышедших из строя деталей.
Важно знать!
При неисправности любой из деталей узла рулевого управления не желательно её восстанавливать, т.к. многие из них современные производители выпускают преимущественно одноразовыми, например, рулевые тяги, шарниры, пыльники, уплотнители и т.д. Эффект ремонта будет недолговечным, а также при ремонте может произойти нарушение конструкции рулевого механизма, а это большая угроза безопасности движения.
В целом, ремонт системы рулевого управления – дело довольно дорогостоящее. Поэтому будьте аккуратны на дорогах, бережно объезжайте все неровности, если у Вас ГУР, в зимнее время практикуйте гидропрокачку при прогреве двигателя, совершая небольшие движения рулем, чтобы дать маслу в гидроусилителе разогреться, и Вам останется только проводить плановую диагностику, чтобы вовремя обнаружить признаки естественного износа деталей.
Наиболее популярные детали для системы рулевого управления представлены в таблице ниже. Еще больше деталей Вы найдете в наших каталогах.
Наиболее популярные детали системы рулевого управления | |||
---|---|---|---|
Производитель | Номер детали | Название детали | Применяемость* |
Рулевые наконечники | |||
CTR | CEKH7 | Рулевой наконечник | HYUNDAI ELANTRA 2000-НАСТ ВРЕМЯ KIA CERATO 2004-2006 KIA SPECTRA 2003-2006 |
CTR | CEKD16L | Рулевой наконечник | CHEVROLET LACCETTI 2005-НАСТ ВРЕМЯ DAEWOO NUBIRA 2005-НАСТ ВРЕМЯ |
CTR | CEKD16R | Рулевой наконечник | CHEVROLET LACCETTI 2005-НАСТ ВРЕМЯ DAEWOO NUBIRA 2005-НАСТ ВРЕМЯ |
CTR | CEM14 | Рулевой наконечник | MITSUBISHI SPACE STAR 1998-2004 MITSUBISHI CARISMA 1998-2004 MITSUBISHI MIRAGE 1998-2004 |
CTR | CEKK15 | Рулевой наконечник | KIA SEPHIA 1993-1999 KIA SHUMA 1993-1999 |
CTR | CEM59 | Рулевой наконечник | MITSUBISHI OUTLANDER 2004-2008 GRANDIS 2004-2008 MITSUBISHI ASX 2010-НАСТ ВРЕМЯ |
CTR | CEM49 | Рулевой наконечник | MITSUBISHI OUTLANDER 2004-2008 GRANDIS 2004-2008 LANCER X 2007-НАСТ ВРЕМЯ |
CTR | CEKH4 | Рулевой наконечник | MITSUBISHI SPACE STAR 1998-2004 MITSUBISHI CARISMA 1998-2004 MITSUBISHI MIRAGE 1998-2004 |
CTR | CEKD1R | Рулевой наконечник | CHEVROLET LANOS 1997-НАСТ ВРЕМЯ DAEWOO NEXIA 1995-2008 |
CTR | CEKD5 | Рулевой наконечник | CHEVROLET SPARK 2005-НАСТ ВРЕМЯ DAEWOO MATIZ 2005-НАСТ ВРЕМЯ |
SASIC | 4006158 | Рулевой наконечник | RENAULT LOGAN 2008-НАСТ ВРЕМЯ RENAULT SANDERO 2009-НАСТ ВРЕМЯ |
SASIC | 4006157 | Рулевой наконечник | RENAULT LOGAN 2008-НАСТ ВРЕМЯ RENAULT SANDERO 2009-НАСТ ВРЕМЯ |
Рулевая тяга | |||
CTR | CRM13 | Рулевая тяга | MITSUBISHI LANCER 1992-2000 VII MITSUBISHI COLT 1993-2000 MITSUBISHI MIRAGE 1993-2000 |
CTR | CRM22 | Рулевая тяга | MITSUBISHI LANCER IX 2003-НАСТ ВРЕМЯ |
CTR | CRKH32 | Рулевая тяга | HYUNDAI SANTE FE 2009-НАСТ ВРЕМЯ KIA SORENTO 2009-НАСТ ВРЕМЯ |
CTR | CRKD11 | Рулевая тяга | CHEVROLET LACCETTI 2005-НАСТ ВРЕМЯ DAEWOO NUBIRA 2005-НАСТ ВРЕМЯ |
CTR | CRKH23 | Рулевая тяга | HYUNDAI ELANTRA 2000-НАСТ ВРЕМЯ KIA CERATO 2004-2006 KIA SPECTRA 2003-2006 |
CTR | CRN51 | Рулевая тяга | NISSAN X-TRAIL T31 С 2008-НАЯТ ВРЕМЯ |
CTR | CLSU1 | Рулевая тяга | SUBARU FORESTER 2002-2007 SUBARU IMPREZA 2000-2008 SUBARU OUTBACK 2000-НАСТ ВРЕМЯ |
CTR | CRKD4 | Рулевая тяга | DAEWOO MATIZ 1998-НАСТ ВРЕМЯ |
CTR | CRKH20 | Рулевая тяга | HYUNDAI ACCENT 1999-2005 (тагаз) HYUNDAI SOLARIS 2010-НАСТ ВРЕМЯ |
CTR | CRKH17 | Рулевая тяга | Hyundai/Kia SONATA OPTIMA MAGENTIS 2000-2005 |
Пыльник рулевого управления | |||
SASIC | 9006709 | Пыльник рулевого управления | BMW 3 1995-2004 BMW 5 1989-1995 |
SASIC | 664304 | Пыльник рулевого управления | PEUGEOT 405 1995-2004 PEUGEOT 406 1995-2004 |
SASIC | 664574 | Пыльник рулевого управления | CITROEN C4 2005-НАСТ ВРЕМЯ CITROEN BERLINGO 2005-НАСТ ВРЕМЯ |
SASIC | 4006224 | Пыльник рулевого управления | RENAULT LOGAN 2008-НАСТ ВРЕМЯ RENAULT MASTER 2000-2010 RENAULT SANDERO 2009-НАСТ ВРЕМЯ |
SASIC | 664214 | Пыльник рулевого управления | PEUGEOT 405 1992-1997 PEUGEOT 605 1989-1999 CITROEN XSARA PICASSO 1992-1997 |
SASIC | 2750002 | Пыльник рулевого управления | PEUGEOT 407 2004-2010 |
SASIC | 4006214 | Пыльник рулевого управления | RENAULT CLIO 1998-2008 RENAULT MEGANE 1996-2003 RENAULT SYMBOL 1998-2009 |
SASIC | 2754001 | Пыльник рулевого управления | RENAULT LAGUNA 2001-2007 |
SASIC | 2754002 | Пыльник рулевого управления | RENAULT MEGANE 2002-2009RENAULT SCENIC II 2003-2009 RENAULT GRAND SCENIC 2004-НАСТ ВРЕМЯ |
SASIC | 9006720 | Пыльник рулевого управления | TOYOTA YARIS 1999-2005 |
Рулевая рейка | |||
SASIC | 7006018 | Рулевая рейка | CITROEN JUMPER 2002-2006 FIAT DUCATO 2002-2006 PEUGEOT BOXER 2002-НАСТ ВРЕМЯ |
SASIC | 7006051 | Рулевая рейка | MERSEDES VITO 1996-2003 |
Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно, позвонив по телефону – 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
Автор статьи: Цветков Андрей, руководитель регионального подразделения компании IXORA в Пермском крае.
Источник статьи: http://ixora-auto.ru/Info/rulevoe_upravlenie_rekomendacii_k_ustraneniyu_neispravnostejj.html
Неисправности рулевого управления
Основные признаки неисправности рулевого управления:
- увеличенный свободный ход (люфт) рулевого колеса,
- тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме,
- стуки в рулевом управлении,
- течь смазки из картера рулевого механизма.
Устранение неисправностей рулевого управления без ГУР
Увеличенный свободный ход рулевого колеса возможен по следующим причинам: наличие зазоров в шарнирах рулевых тяг передних колес, нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ, износ втулок или оси маятникового рычага, ослабление крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага. Для определения зазоров в шарнирах рулевых тяг рекомендуется одному человеку резкими движениями поворачивать рулевое колесо вправо-влево, а второму на ощупь или визуально выявлять зазоры, прижав пальцы к двум деталям, соединяемым шарнирами.
Если одна деталь соединения перемещается, а другая неподвижна, то имеется люфт; если же перемещаются обе детали одновременно, то люфта нет . Определить люфт в шарнирных соединениях можно также перемещением тяги руками в продольном направлении. Если, например, продольная тяга перемещается вместе с сошкой, то люфт в шарнирном соединении отсутствует. Обнаруженный даже малый зазор в шарнире необходимо устранить (заменить шарнир).
Нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ также определяются при резком покачивании рулевого колеса (вправо-влево от среднего положения) по возникновению при этом стуков в рулевом механизме. Можно это сделать и непосредственно, покачивая рукой сошку рулевого привода. Устраняется неисправность регулировкой зацепления червяка и ролика, а в случае их большого износа — заменой деталей.
Износ втулок или оси маятникового рычага определяется по скрипу и стукам при повороте колес вправо и влево, а также при непосредственном покачивании маятникового рычага вверх и вниз. Устраняется неисправность подтяжкой гайки оси маятникового рычага или заменой изношенных деталей. Ослабление крепления картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага устраняется подтяжкой соответствующих болтов и гаек.
Тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме может быть из-за неправильной регулировки бокового зазора в зацеплении червяка, чрезмерной затяжки подшипников червяка, увеличенного износа ролика или червяка, погнутости рулевых тяг, недостаточного количества масла в картере рулевого механизма, загустевания смазки при низкой температуре воздуха, пониженного давления в шинах передних колес.
Если при движении автомобиля ощущается тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме, то, прежде всего, необходимо проверить давление воздуха в шинах и смазку в картере рулевого механизма. Затем проверить состояние рулевых тяг. Если тяги погнуты — их надо выправить или заменить, а затем обязательно отрегулировать схождение колес. Если заедание не исчезло — нужно разобрать рулевой механизм и заменить изношенные и поврежденные детали. Стуки в рулевом управлении имеют те же причины, что и увеличенный свободный ход рулевого колеса. Их определение и способы устранения были рассмотрены выше.
Течь смазки из картера рулевого механизма может происходить вследствие износа сальника вала сошки или червяка, ослабления крепления крышки картера или повреждения прокладок. Дефект устраняется заменой изношенных сальников или поврежденных прокладок, протяжкой болтов крепления крышки.
Обслуживание системы рулевого управления с ГУР
На автомобилях с гидравлическим усилителем рулевого управления люфт измеряют при работающем двигателе. Как правило, рулевой механизм с гидроусилителем обладает высокой надежностью и не требует сложного обслуживания при эксплуатации автомобиля.
Даже в случае отказа насоса усилителя, движение на автомобиле можно продолжать, хотя для поворачивания рулевого колеса в этом случае потребуется прикладывать значительно больше усилий, чем даже на автомобиле без гидроусилителя. Причиной полного отказа гидроусилителя чаще всего является обрыв приводного ремня насоса. Регулярно проверяйте состояние ремня – он может быть изношен или слабо натянут. Одним из признаков слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на рулевом колесе. Обычно это заметнее всего при трогании автомобиля с места, когда колеса повернуты до отказа.
Поддерживайте на должном уровне количество жидкости в бачке усилителя. При необходимости доливайте жидкость только указанной в руководстве по обслуживанию марки. Учтите, что жидкость, предназначенную для АКПП, можно использовать не для всех гидроусилителей рулевого управления. В продаже имеется много разных марок жидкостей.
Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. Так как жидкость используется не только как рабочее тело гидросистемы, но и как смазочный материал, очень важно, чтобы ее уровень не опускался ниже нормы, иначе насос может выйти из строя. Следите также за чистотой жидкости. Грязная или просроченная жидкость быстро разрушит насос и уплотнения гидросистемы, расположенные на реечном механизме, что потребует потом дорогостоящего ремонта. Замена жидкости требуется редко. Если же вы хотите слить жидкость, необходимо открыть крышку расширительного бачка, отсоединить один из трубопроводов системы и несколько раз повернуть рулевое колесо из стороны в сторону для выдавливания жидкости из гидросистемы.
Специальное отверстие для слива жидкости обычно отсутствует. Заправка новой жидкости производится через расширительный бачок. Как правило, при этом в гидросистеме образуются воздушные пробки, нарушающие ее работоспособность. Их следует удалить. Проще всего сделать это следующим образом. Запустите двигатель, откройте крышку расширительного бачка и прокачайте систему, поворачивая руль несколько раз из одного крайнего положения в другое.
По мере прокачивания гидросистемы уровень жидкости в бачке будет понижаться. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не стабилизируется. После этого долейте жидкость до требуемого уровня и закройте крышку, предварительно проверив, не засорено ли в ней вентиляционное отверстие (если оно имеется).
Наиболее частой неисправностью гидроусилителей является течь жидкости. У некоторых старых гидросистем допускалось небольшое просачивание жидкости через подшипники, валы и т.п., поскольку их практически невозможно сделать полностью герметичными. Регулярно осматривайте узлы системы со всех сторон для своевременного обнаружения возможных подтеканий из трубопроводов и штуцеров, а также из не туго закрепленных трубопроводов и других деталей. Выясните, не трутся ли трубки и шланги о детали шасси и подвески.
Неисправность гидропровода может приводить к прорыву жидкости через чехлы. Производя проверку, поворачивайте рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. Небольшие течи часто можно устранить, введя в жидкость специальные герметизирующие добавки, которые имеются в продаже. Однако это будет только кратковременной мерой. В случае неисправности насоса его можно отремонтировать, воспользовавшись ремонтным комплектом новых сальников. Замена сальников мало что исправит, если насос сильно изношен.
Для тех, кто любит делать все самостоятельно, ремонт насоса не представит больших трудностей. Однако прежде чем устанавливать отремонтированный насос на автомобиль, желательно проверить его на стенде. Если вы подозреваете, что насос изношен, то обратитесь к специалисту по гидроусилителям, чтобы он проверил его рабочее давление и правильно определил неисправность. Вообще говоря, многочисленные достоинства руля с гидроусилителем во много раз перевешивают проблемы, создаваемые ее возможными неисправностями. Стоит после того, как вы поездили на автомобиле с современной системой, пересесть на автомобиль, не имеющий гидроусилителя рулевой системы, и вы немедленно “почувствуете разницу”.
Источник статьи: http://avtonov.info/neispravnosti-rulevogo-upravlenija